Папки-передвижки

Консультация «Развитие сюжетно-ролевой игры»

Марина Хлызова
Консультация «Развитие сюжетно-ролевой игры»

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Публикация «Консультация „Развитие сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Младшие дошкольники играют в основном в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли и игровой материал, а темы игр ("семья", "детский сад", "езда" на машине или в автобусе, "лечение") берут из впечатлений собственной жизни и из непосредственного окружения. Сюжеты игр однообразны - чаще многократное повторение одних и тех же игровых действий.

В играх младших дошкольников преобладают внешние действия, которые почти буквально воспроизводят действия взрослых, которых они изображают. Непосредственным толчком к началу игры могут быть совет взрослого, впечатление ребенка (например, медицинский осмотр в дошкольном учреждении, игрушка, попавшая под руку. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и их комплекты, которые касаются доступных детскому пониманию видов человеческой деятельности.

За младшего и среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра существенно меняется: прежде всего происходит переход от единичных игр к совместным, которые предусматривают взаимодействие двух и более лиц. Происходит это постепенно. Сначала дети начинают проявлять интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически и ненадолго включаются в нее. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, наложения "еды" на тарелку, еще нет оснований для устойчивого общения: дети обмениваются игрушками, помогают друг другу, потом расходятся, играют в одиночку Общение становится более продолжительным с развитием игровых умений детей, подробным их ознакомлением с жизнью взрослых. Познавая его, дети понимают, что оно постоянно происходит в общении: мама ведет разговор с папой, подает обед, следит, как ведут себя дети за столом; продавец разговаривает с покупателями, парикмахер - с клиентами. Стремление воссоздать в игре действия взрослых с вещами, их отношения обуславливает у ребенка потребность в партнерах, которые играли с ней. Так возникает необходимость организовывать игру с нескольких ролей, договориться для этого с другими детьми. Поэтому дети среднего дошкольного возраста, находящихся в детском саду, начинают объединяться в небольшие группы (2-З ребенка, часто играть вместе. Такое объединение происходит на основе интереса к играм одной тематики.

С переходом к совместной игре расширяется тематика и усложняются сюжеты. Сюжетным стержнем детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. Зато исчезает многократное повторение одних и тех же действий.

Следствием усложнения игры является увеличение состава ее участников, длительным становится существования игровых объединений. Старшие дошкольники заранее планируют игру, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, в процессе ее - контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, что должен делать определенный персонаж.

По Д. Эльконина, развитие игровой деятельности имеет четыре уровня.

Первый уровень развития игры. Центральным содержанием игры является ориентированы на соучастника действия с определенными предметами, например действия "матери", "воспитателя", направленные на детей. Главным в выполнении этих ролей является кормление кого-то, без особого значения в каком порядке это происходит и что для этого используется. При этом роли обусловливаются характером действий, они совсем не влияют надежды, как правило, не называются, не происходят. Это случается даже тогда, когда в игре распределены ролевые функции и роли называются (один ребенок изображает маму, другая - отца; один ребенок - воспитательницу, другая - повара дошкольного учреждения, дети не вступают в типичные для реальной жизни отношения.

Игровые действия однообразны, они заключаются в операциях, которые повторяются (например, кормление при переходе от одного блюда к другому). Игра ограничена актами кормления, которые логически не перерастают в другие (последующие) действия. им не предшествуют другие действия, например, мытья рук. Логика действий легко нарушается, их порядок не существенный для детей.

Второй уровень развития игры. Основным содержанием игры является действие с предметом; для детей приобретает важность соответствие игрового действия реальной. Они уже называют роли, распределяют функции. Выполнение роли связано с реализацией соответствующих ей действий.

Логику игровых действий обусловливает жизненная последовательность, то есть их последовательность в реальной действительности. Количество действий становится все больше и выходит за пределы одного их типа: кормление, например, дети уже связывают с приготовлением и подачей пищи на стол.

Третий уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение роли и действий, обусловленных ею. В ней выделяются связанные с выполнением роли специальные действия, которые передают характер отношений с другими участниками игры, например обращение к повара: "Давайте первое" и тому подобное.

Игровые роли детей становятся четко очерченными. Они называют их еще до начала игры, соответственно организуя свое поведение. Логика и характер игровых действий зависят от роли. Разнообразными становятся действия не только кормления куклы, но и чтение ей сказки, укладывания спать; не только прививки, но и выслушивания, перевязки, измерение температуры и тому подобное. Возникает специфическое ролевое речи - обращение к товарищу по игре в соответствии с собственной роли и роли, которую он выполняет. Иногда в игре заметно и обычные позаигрови отношения.

Дети уже опротестовывают нарушения партнером логики действий. В основном этот протест выражают аргументом "так не бывает". Постепенно они определяют для себя определенные правила поведения, которым подчиняют свои действия. Дети легче замечают нарушения их кем-то, чем собственно отклонения от них. Упрек в нарушении правил их огорчает, они пытаются оправдать и исправить ошибку.

Четвертый уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к людям, роли которых исполняют другие дети. Все роли уже очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок четко придерживается одной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны, ссылающиеся. Речь имеет ролевой характер, в нем выделяют роль того, кто говорит, и того, к кому обращаются.

Действия разворачиваются последовательно, в соответствии с реалиями, они становятся все более разнообразными, отражая разнообразие действий лица, изображает ребенок. Участники игры бурно реагируют на нарушения логики действий и правил, мотивируя это не только ссылкой на реальную действительность, но и на рациональность.

Итак, в дошкольном возрасте детей совершенствуются, в этом процессе осложняется и общения с другими детьми, расширяется тематика, обогащаются сюжеты. Чем разнообразнее будут такие игры, богаче коммуникации, тем быстрее ребенок будет развиваться, будет входить в мир социальных ролей.

Публикации по теме:

Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду. «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через.

Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка» «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.» Воспитатель 1 категории Чурсинова Е. П. ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Консультация для воспитателей «Особенности сюжетно-ролевой игры» Особенности сюжетно-ролевой игры 1. Основные понятия сюжетно-ролевой игры 2. Ролевая (бессюжетная) игра 3. Игра-драматизация 4. Режиссёрские.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Веселый автобус» Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Веселый автобус» в младшей группе Задачи: Формировать умения: 1. Принимать на себя роль и обозначать.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС ДО. Педагогический совет Педагогический совет 31.01.2019г. «Развитие сюжетно-ролевой игры, как одной из форм реализации ФГОС ДО» Цель: 1. Совершенствовать педагогическое.

Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников Дошкольное детство – период развития ребенка, который длится с трех лет до шести-семи.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника» Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая.

Консультация «Значение сюжетно — ролевой игры в воспитании и развитии детей» В современном обществе человек сталкивается с постоянными изменениями связанными с обновлением во всех сферах жизни. Естественным образом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 10:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД