Наталья Поветкина
«Кто как к зиме готовится». Конспект интегрированной ОД по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кто как к зиме готовится».
Конспект интегрированного занятия по развитию элементарных математических представлений детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с элементами логоритмики.
Тема: «Кто как к зиме готовится».
Цели: Формирование интереса к математике.
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Задачи: Обобщить знания детей о разных периодах осени; дать представление о том, как готовятся к зиме звери в лесу.
Закрепить у детей навыки счета в пределах 10. Формировать представления о равенстве и неравенстве, учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами.
Формировать умение воспроизводить указанное число движений по образцу, считать звуки в пределах 10.
Развивать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
Развивать логическое мышление через сравнение, синтез, анализ, элементарную сериацию.
Развивать связную речь детей через ответы на вопросы.
Развивать чувство ритма через движение и при игре на музыкальных инструментах посредством формирования слухового внимания, улучшать речь детей с помощью воспитания ритма речи.
Способствовать творческому самовыражению детей, побуждая их выразительно выполнять танцевальные движения. Развивать чувство ритма через движение и при игре на музыкальных инструментах; слуховое внимание.
Воспитывать такие нравственные качества, как взаимопомощь, стремление оказать поддержку, доброжелательное отношение друг к другу, желание оказывать помощь животным и птицам.
Методы и приемы:
1. Словесный метод.
2. Наглядно – слуховой.
3. Анализ, синтез, сравнение.
4. Игровые приемы.
5. Дидактические игры.
Оборудование:
1. Наборное полотно.
2. Демонстрационный и раздаточный материал: грибы и орешки по 10 штук, овалы для составления фигуры зайца – 8 штук, карточки с геометрическими фигурами, шапочки медведя, белки, лисы, мыши.
3. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, музыкальный треугольник.
Место проведения – музыкальный зал.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание детей на оформление зала.
2. Вступительная беседа:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? Про какую осень говорят «золотая»? А когда говорят осень урожайная? Что сейчас происходит в природе?
Предполагаемые ответы детей:
Наступила поздняя осень. Листья на деревьях опали. Деревья стоят голые. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. На дорогах лужи. Птицы улетают в жаркие страны. Утром мы видим иней на ветвях деревьев и на земле. На лужах появляется тонкий ледок.
Воспитатель: Скоро пойдет снег и какое время года наступит? (Зима.)
Расскажите, ребята, как люди готовятся к зиме. (Люди заготовили на зиму овощи. Надели теплую, зимнюю одежду).
Логические концовки:
Воспитатель: В природе животные и птицы тоже готовятся встретить зиму.
Гуси, утки, грачи, скворцы, журавли что делают? (Улетают в теплые края.) Вороны, воробьи, синицы, голуби что делают? (Остаются зимовать, держатся ближе к жилью человека, чтобы легче было найти корм. Люди делают кормушки для птиц.)
А как же готовятся к зиме звери в лесу? Хотите узнать? Тогда надевайте на ноги сапожки, чтобы ноги не промочить, и пойдемте в лес.
3. Двигательное упражнение «Сапожки».
Дети под музыку и пение музыкального руководителя двигаются по кругу.
1. Скачут по дорожке
Красные сапожки, (дети выполняют поскоки)
Не боятся лужи
Маленькие ножки.
2. Топают ножки
В лес по дорожке, (дети выполняют топающий шаг)
Хорошо нам топать
В красных сапожках.
3. Лес мы увидали
Быстро побежали, (дети выполняют бег на носочках)
Быстро побежали,
На полянке встали. (дети останавливаются).
Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами пришли на лесную полянку.
4. Математика. Пространственные отношения: слева, справа, посередине.
Иллюстрация: «Медведь, медведица и медвежонок».
Воспитатель: В густом дремучем лесу живут медведи. Сколько их? Из каких геометрических фигур они составлены?
Папа медведь самый большой, мама медведица и маленький медвежонок.
Расскажите, кто находится слева, справа, посередине? Почему вы так решили?
5. Логоритмическое упражнение: «Три медведя».
Проводит музыкальный руководитель.
Ребята, давайте покажем и расскажем, как медведи шли по лесу.
-Три медведя шли домой, (Дети идут как «медведи».)
-Папа был большой – большой. (Идут, руки вверх.)
-Мама с ним поменьше ростом, (Идут, чуть присев.)
-А сынок, малютка просто. (Садятся на корточки.)
-Очень маленький он был,
-С погремушками дружил! (Имитируют игру на погремушках.)
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на пенечки.
6. Математика. Счет и уравнивание двух групп предметов.
Звучит музыка в низком регистре.
Воспитатель: Ребята, кто –то идет к нам в гости! (Выходит ребенок в костюме медведя).
Медведь (ребенок):
Я – медведь, хозяин леса.
Это, дети, всем известно.
Заяц, белка и лиса
Меня слушают всегда.
Воспитатель: Расскажи – ка, Миша, мне, как готовы вы к зиме.
Медведь (ребенок).
Я зимою сплю в берлоге,
Не хожу я по дороге,
Сладкие я вижу сны,
Сплю я, дети, до весны.
Рядом в норке ежик спит, сладко носиком сопит.
(Музыка звучит в высоком регистре.)
Вижу прыгает по веткам моя рыжая соседка.
Здравствуй, белка!
Белка (ребенок): Здравствуй, Миша!
Соберу к зиме я шишки и орешки запасу,
Грибов, ягод насушу, будет на зиму еда,
Не страшны мне холода!
Воспитатель: Ребята, поможем белочке сосчитать грибы и орешки, ведь белочка не умеет считать! Белочка и Миша, присаживайтесь к детям!
У белочки припасы в нескольких кладовых.
На наборном полотне: 5 грибов и 6 орешков
7 орешков и 8 грибов
Сколько грибов? Сколько орешков? Что вы можете сказать о количестве грибов и орешков? Как сделать их поровну?
Уберем припасы белочки в кладовые, они ей будут нужны зимой.
7. Математика. Составление фигуры зайца из геометрических фигур.
Воспитатель: Белочка, как ты еще к зиме готовишься?
Белка: А еще я вместе с зайцем себе шубку поменяю.
Воспитатель: Белочка, мы это знаем: станет белка серенькой, ну, а зайка - (каким) беленьким. (Дети отвечают).
Ребята, давайте поможем зайчику одеться в зимнюю одежду. Составим фигурку зайчика из геометрических фигур белого цвета.
Из каких геометрических фигур будете строить фигурку зайчика? (Из овалов.) Сколько овалов вам понадобилось? Проверка: показ образца воспитателем. Сравните, чем похожи и чем отличаются фигурки зайчика и медведя.
Предполагаемые ответы детей:
Похожи: руки и туловище животных овальной формы.
Отличаются: голова зайчика, уши и глаза - овальной формы, у медведя – круглой.
8. Логоритмическое упражнение:
Ребята, как вы думаете, понравилась зайчику зимняя шубка? Сможете показать, как зайчик радуется? Выходите на полянку!
-Зайка – ушки на макушке - (Пальцы у виска)
-Скачет, скачет по опушке - (Руки, как «лапки» вниз)
-Шел за ним колючий ежик - (Пальцы переплетены)
-А за ежиком - краса-, (Плавное движение руками)
-Рыжехвостая лиса.
Дети садятся на стулья.
9. Счет звуков.
Воспитатель:
Стал у нас зайка беленьким. Он в сугробе притаится, зайца не найдет лисица!
(Звучит музыка в среднем регистре).
Лиса (ребенок). Выходит к детям.
И подумаешь, фу- фу! Если захочу, найду!
Я – красавица – лисичка, по лесу гуляю,
На дорожках, на тропинках след свой заметаю.
Воспитатель: Лисичка, не ищи зайчика. Давай мы тебе лучше поиграем на музыкальных инструментах. Присаживайся на пенек!
Д/игра «Ударь в бубен».
Ребята, назовите музыкальные инструменты! (Металлофон, барабан, бубен, музыкальный треугольник).
Нужно ударить в бубен или поиграть на любом музыкальном инструменте столько раз, сколько кружков на карточке. Один ребенок играет, другие проверяют правильность выполнения задания – считают звуки. Воспитатель просит детей дать характеристику звучания каждого музыкального инструмента.
Какой звук у бубна? (громкий, ударный, звенящий).
У музыкального треугольника? (звонкий, нежный, хрустальный, озорной).
У металлофона? (звонкий, яркий, металлический, звенящий, веселый).
У барабана? (громкий, ритмичный, ударный, твердый, четкий).
Молодцы, ребята!
Ребята, когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? (Оркестр). Давайте сыграем с вами вместе, в оркестре, небольшое музыкальное произведение. Постарайтесь играть слаженно и ритмично.
10. Логическое упражнение «Дорисуй!»
Воспитатель: Под сосной живет малышка, совсем маленькая мышка!
(Звучит музыка в высоком регистре).
Мышка (ребенок):
На зиму в свою кладовку я зерно таскаю ловко.
Хотя близится зима, моя кладовка не полна!
Воспитатель: Ребята, поможем мышке наполнить кладовку зерном!
Присаживайтесь за столы. У вас листочки с недорисованными колосьями пшеницы. Давайте дорисуем колоски и подарим мышке. Первый колос пшеницы – образец. Сколько зерен справа? Слева? Что мы можем сказать о количестве зерен в колосе, нарисованных слева и справа? (Справа столько же, сколько слева, по 5.) Сколько зерен сверху колоса? (Один.)
Дети рисуют под тихую музыку, потом дарят свои рисунки мышке.
Итог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад!
Расскажите, как готовы звери к зиме?
Ответы детей.
Что особенно понравилось на занятии? Что было трудно? Легко?
Звери все к зиме готовы:
У зайки с белкой есть обновы,
У мышки – полны закрома,
Не страшна теперь зима.
Ежик спит, и нам пора.
До свиданья, детвора!