Жанна Машина
Развитие художественных способностей дошкольников посредством аппликации
▼ Скачать +Заказ
Развитие художественных способностей дошкольников через аппликацию.
Аппликация – вид художественной деятельности, который очень нравится детям дошкольного возраста. Аппликация бывает предметной и декоративной. В первом случае из заранее заготовленных форм создаются знакомые детям образы. Во втором – с помощью чередования цвета и форм составляются разнообразные узоры.
Публикация «Развитие художественных способностей дошкольников посредством аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Во время аппликации дети учатся пользоваться ножницами, клеем, салфеткой. Вначале они вместе со взрослым распределяют на листе части задуманного образа, соотнося детали между собой, а затем приклеивают их. Занятия эти интересны, познавательны и ценны для малышей.
Вместе с тем дети знакомятся с разными видами деятельности, с готовыми сенсорными эталонами : в конструировании используют кубики, кирпичики, шарики и др. Действуют этими же формами в играх с крупной мозаикой, ориентируясь также на их цвет. Помимо этого учатся составлять разрезные картинки из плоскостных фигур. Но, к сожалению, такие игры представляют интерес для ребёнка непродолжительное время, так как сковывают его инициативу. В них нет простора для развития воображения, фантазии.
Для занятий аппликацией ребёнку требуется простор, свобода на рабочем столе. Стол необходимо покрывать однотонным материалом, чтобы его не отвлекали узоры на скатерти и другие предметы. В дальнейшем дети научатся использовать предоставленную им рабочую поверхность.
Для младших дошкольников аппликация - более лёгкий по технике исполнения вид художественной деятельности, чем рисование или лепка. При составлении образа ребёнок сам выполняет несложные операции с готовыми фигурами. При этом он сам подбирает понравившейся материал, сравнивает, сопоставляет, оценивает создаваемое. У него есть возможность создать несколько вариантов образа и, экспериментируя, изменять объекты по величине и цветовому оформлению. Заметив ошибку в своих действиях, малыш без проблем может самостоятельно исправить её, не нарушая целостности создаваемого образа.
Поначалу отсутствие жёсткой фиксации фигур на рабочей поверхности не сковывает активности детей, их инициативность, возможность дальше развивать общие движения, мелкую моторику рук, мышление, речь, внимание, воображение. Развитие воображения на этапе дошкольного детства – верный путь начала формирования творчества. И даже увлечённый аппликацией ребёнок заниматься одним видом деятельности не может долго. Предлагать аппликацию лучше когда ребёнок спокоен, настроен на рабочий лад. Вместе не спеша создать какой – либо образ, вместе полюбоваться. Сначала покажите ему самое простое – произвольное закладывание фигур по всей поверхности стола. Выложите цветные геометрические фигуры разного размера. Видя такое многоцветие, ребёнок эмоционально реагирует, включается в совместные с вами действия. Робкие детские движения заменяются на свободные, положительные, радостные восклицания.
А теперь можно несколько усложнить задание. Положить на стол заранее подготовленный образец (картинку) .Пусть малыш действует пока неумело, раскладывая детали по образцу, но ваша задача обучать его действию, направленному на освоение пространства поверхности листа бумаги.
Поддерживать интерес к занятию можно разнообразными приёмами, новыми задачами. Играя, учите ребёнка из одного вида фигур составлять разные образы, закрепляйте представление о пространственном положении предметов (внизу, вверху,сбоку) .
Обращайте внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет можно представить в разной цветовой гамме, разными величинами. Это способствует формированию обобщения – сложного умственного процесса. Использование готовых фигур, несложные движения рук – всё это позволяет осваивать ритмичное чередование разных фигур, а также чередование по цвету. Такой творческий подход следует приветствовать, поощрять. Так малыш начинает осваивать красоту цветовых сочетаний, что формирует у него художественный вкус.
Возросшие возможности ребёнка позволяют расширить тематику занятий. Можно в качестве образца брать уже предмет (игрушку), состоящий из двух – трёх деталей известных ему форм. Поставьте перед ним неваляшку, сравните её с аппликацией. Теперь без особых затруднений ребёнок разложит детали на столе.
Свободная ориентировка малыша в форме, цвете, величине фигур, возрастающие умения, желание экспериментировать позволяют с каждым разом усложнять задачу. Теперь уже легко он может узнать в аппликации составленный взрослым предмет (образ) и легко воспроизвести его. Ребёнок с увлечением будет заниматься интересным делом, которое полезно и для ума, и для сердца.