Дубовик Галина Геннадьевна
Развитие художественно-эстетического вкуса посредством сказок
▼ Скачать +Заказ
Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Дж. Родари
Дошкольные общеобразовательные учреждения, являясь первостепенной ступенью непрерывного образования, должны грамотно заложить фундамент эстетического воспитания ребенка, основой которого является формирование художественно-эстетического вкуса.
Публикация «Развитие художественно-эстетического вкуса посредством сказок» размещена в разделах
Для развития эстетического вкуса у детей через изобразительную деятельность воспитатель должен поставить следующие задачи:
1. Развивать у детей эстетическое чувство формы, цвета, композиции.
2. Прививать детям любовь к рисованию.
3. Учить детей пользоваться разными материалами и способами выполнения рисунка.
4. Развивать у детей творческие способности при использовании нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать у детей умение завершать начатое дело, развивать способность работать как в коллективе, так и индивидуально.
Для успешной реализации данных задач, воспитателю необходимо создать у детей повышенный интерес к изобразительной деятельности, чего нам удалось добиться, используя всем известные и любимые сказки.
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у воспитанников, развития их внутренней жизни, творчества.
Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Поэтому именно сказка в нашем исследовании была выбрана средством, катализирующим развитие художественного-эстетического вкуса. Но для того, чтобы сказка на занятии изобразительного искусства стала частью реальности, необходимо соблюдение определенных педагогических условий:
-соответствие сказки теме и содержанию занятия, а также возрасту воспитанников;
- эмоциональность речи воспитателя;
- умение воспитателя «погружаться» вместе с детьми в содержание сказки, ее внутренний мир;
- проведение занятия по законам педагогической драматургии.
Лишь соблюдение данных условий позволит нам в полной мере ввести ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, который позволит воспитанникам вылить на бумаге креативную творческую композицию. Поэтому одним из эффективных методов эстетического воспитания дошкольников, примененным нами для развития художественно-эстетического вкуса является совмещение понятий «сказки» и «рисования», другими словами, это метод «сказочного рисования».
Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии сказок на чувства ребёнка. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Вот почему, особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными детскому пониманию произведениями, я делаю на чувственном познании мира ребёнком. А теперь рассмотрим на конкретных примерах, как воспитатель может через сказки оптимизировать результативность непосредственной образовательной деятельности и привить детям художественно-эстетический вкус. Русская народная сказка «Колобок», одна из первых любимейших сказок детей младшего дошкольного возраста. Она относится к типу «циклических сказок», который весьма характерен для младшего дошкольного возраста, сюда же относится и сказка «Репка», «Теремок». Сказки, являясь благодатным и ничем незаменимым источником воспитания, находят в детях чутких и внимательных слушателей. Сказка «Колобок» играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья, что отражается в творчестве небывалым буйством красок, разнообразием оттенков и яркостью рисунка. После прослушивания сказки дети с радостью рисуют колобков, кружочки, клубочки, воодушевившись сказочным образным описанием главного героя. Воспитатель, воспользовавшись благодатным эмоциональным настроем детей, может предложить на одном занятии детям поработать не только используя карандаш, но и используя краски. Для этого воспитателю необходимо подготовить к занятию заготовки. На листе бумаги воспитатель в левом верхнем углу рисует колобка, а в правом нижнем углу зайчика. На втором листе так же рисуем колобка, но зайчика заменяем на следующего сказочного героя - медведя. А теперь предлагаем детям провести дорожку нашему колобку к зайчику, но зайчик у нас маленький, а значит, и дорожка к нему ведет узенькая, рисуем узкую дорожку соответственно карандашом. Далее возьмем второй лист и предложим детям самим подобрать эпитеты и синонимы, для описания следующего сказочного героя медведя (Медведь какой, таким образом, мы проводим интеграцию еще и с такой областью НОД, как речевое развитие. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественных способностей, устраняет перегрузки и увеличивает время для других видов деятельности.
Обобщая ответы детей воспитатель предлагает провести к медведю толстую дорожку, пользуясь для этого красками. Следует помнить, что на данный момент в младшей группе мы пользуемся только гуашью.
В своей работе мы используем не только русские народные, но и авторские (литературные) сказки. Прочитав детям «Цыпленок и утенок» В. Сутеева, воспитателю можно воспользоваться методом театрализации и изобразить небольшое театрализованное представление в группе, что способствует развитию творческой активности детей, освоению детьми различных видов творчества, а также развитию эмоциональной отзывчивости, что в свою очередь ведет к гармонизации отношений между воспитателем и детьми.
После прослушивания произведения необходимо обязательно провести обсуждение услышанного материала, тем самым воспитатель способствует воспитанию культуры речи, учит детей рассуждать, развивает умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, полных ответов. Далее воспитатель дает детям сделанную ранее заготовку, на которой в правом нижнем углу изображен цыпленок и предлагает детям покормить цыпленка зернышками, для чего ребенок должен карандашом ставить точки, изображая мнимые зерна. Воспитатель обязательно обращает внимание детей, на то, что стучать карандашиком по столу нельзя, иначе грифель - внутренний цветной стержень карандаша сломается и наш карандаш не будет писать, а будет постоянно ломаться. Поэтому целесообразно выполнить замену цветного карандаша на более хрупкие восковые мелки, что позволит детям воочию убедиться в хрупкости карандашей и необходимости бережного отношения к своим «орудиям труда».
По произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» воспитатель может сделать заготовку с изображением мышонка в домике и предложить детям спрятать мышонка от кошки, путём закрашивания окошка. Дети с большим удовольствием и старанием ринутся помогать маленькому мышонку, в разы старательнее закрашивая окошко домика. Ко многим сказкам можно сделать заготовки содержащие в себе ключевой элемент (конгломерат, который изображает воспитатель, а дети дорисовывают повторяющиеся составные части (монолиты). Например, к сказке «Маша и медведь», обр. М. Булатова, воспитатель может изобразить волшебный осенний лес в котором заблудилась Маша, нарисовав несколько деревьев, а дети изобразят листья в осеннем лесу, следует побудить детей использовать для этого несколько цветов, например красный и оранжевый, чтоб в полной мере отразить красочность и великолепие волшебного осеннего леса.
В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит детскому творчеству в целом и рисованию в частности. В детских рисунках раскрываются их интересы, мечты и отношения. И именно, через сказки педагог, подобно искусному скульптору, может формировать еще податливое к внешним факторам детское художественно-эстетическое восприятие окружающей действительности. Тогда, как хороший художественный вкус и составляет основу успешного художественно-эстетического воспитания, позволяющего ребенку успешно и гармонично развиваться.