Елена Голубева
Значение художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Значение художественно-эстетического образования в дошкольном возрасте.
Музыка является одной из форм художественного отражения действительности. Воздействуя, на чувства людей, музыка способна благотворно влиять на формирование личности.
Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.
Задача педагогов дошкольных учреждений - формировать у детей самостоятельность в эстетической оценке действительности.
Публикация «Значение художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на НОД, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.
Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.
Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на НОД перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности ребенка. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями через досуговые мероприятия.
Семья и детский сад – две стороны, каждая из которых дает ребенку социальный опыт, Чтобы реализовать принцип партнерства, требуется определенная форма общения педагогов и родителей.
Родителей, условно, можно разделить на три группы:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
Практика показала, что проведение совместных массовых мероприятий в детском саду - наиболее эффективная форма общения детей со своими родителями. Ведь совместное проведение досуга – одна из самых важных основ построения счастливой жизни, большая подпитка и для больших и для маленьких участников мероприятий. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Это объясняется и тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Кстати, специалисты до сих пор не выяснили, кто получает больше удовольствия от детских игр непосредственно дети или родители, в чьей душе ещё сохранилось ребячество.
Формы работы с семьями воспитанников :
-Презентации
-Организация Дней открытых дверей;
-Совместное проведение досуга;
-Целевые и спонтанные беседы;
-Театрализованные представления для детей с участием родителей;
-Организация конкурсов семейных талантов;
-Составление семейных альбомов; и многие другие…
Проведение совместных занятий, досугов, смотров-конкурсов, по моему предположению, способствует решению следующих задач:
- Способствует активному включению родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.
- Развивает творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
- Знакомит родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
- Формирует позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями.
- Обеспечивает атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.
- Содействует посещению различных студий и центров творчества в зависимости от интересов ребенка.
Чтобы эти мероприятия стали не только развлекательными, но и обучающими для детей и родителей, разработан определенный план действий подготовки к ним:
- цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов, «афиш»;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий, костюмов.
В организации и проведении совместных досугов принимают участие все специалисты детского сада: воспитатели, педагоги, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Наиболее заинтересованные родители являются активными помощниками в подготовке к праздникам: изготовление костюмов, декораций.
Не меньшей популярностью в дошкольном учреждении пользуются праздники «День защитника Отечества», «Женский день 8 марта», спортивные праздники, «До свидания, детский сад», «Масленица». По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями. Все участники праздников и соревнований, обязательно награждаются призами и грамотами.
Уже стало доброй традицией в нашем детском саду отмечать День Матери, где дети вместе с папами готовят мамам сюрпризы. Особенно трогательно в этом году прошла презентация слайд-шоу «Моя любимая мамочка». Все папы отозвались, принесли свои семейные фотографии.
Каждый человек, сделав какую-либо работу, нуждается в поощрении. В этом нуждаются и наши родители, поэтому наиболее активных участников совместных мероприятий мы награждаем грамотами, а детей подарками. Итак, мы постарались перевести досуги из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, стараясь донести до них простую истину: «какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени», при этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени.
Развивающий потенциал проведения совместных массовых мероприятий, досугов значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека.
Таким образом, интерактивные методы и формы работы позволяют сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.