Наталья Кряжевская
Семинар-практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель этого мероприятия: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить родителей с многообразием техник нестандартного рисования.
Задачи:
1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.
2. Донести до родителей важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.
Возраст: от 2 до 6 лет.
Материалы и оборудование:
Гуашь,
Кисти;
Альбом;
Плотная бумага;
Салфетки;
Мисочки;
Штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью;
Пробки;
Печатки из картофеля;
Смятая бумага;
Восковые мелки;
Акварель;
Свеча;
Трафареты из плотного картона;
Чёрна тушь;
Жидкое мыло;
Пластиковая ложечка;
Трубочка (соломинка для напитков);
Ниточки средней толщины;
Зубная щётка;
Журнальная и газетная бумага;
Деревянные палочки.
Подготовительный этап
Провела анкетирование для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования» (См. приложение 1).
В группе оформила выставку детских рисунков в различной технике рисования.
Перед началом семинара – практикума выложила материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
Вступительное слово
Уважаемые родители, очень рада приветствовать вас на нашей встрече!
Не секрет, что многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста и не малую роль в этом играет изобразительное искусство.
Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка.
Как говорил В. А. Сухомлинский: "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Такие техники необычны, поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: трубочки, губки для мытья посуды, свечи, манную крупу, клей, вату и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Разрешите, рассказать вам об этом в стихах:
Есть рисование обычное :
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Такие занятия интересны детям и дают отличные результаты. Их вы видите сейчас на выставке. Со всеми этими техниками я знакомлю детей, как во время проведения занятий, так и в свободной деятельности.
Рисование ватными палочками «Снежок».
Рисование пальчиками «На деревья на лужок тихо падает снежок».
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Теоретический этап
А сейчас позвольте и вас познакомить с некоторыми нетрадиционными художественно – графическими техниками рисования.
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск смятой бумагой
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Набрызг.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Практический этап
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Некоторые родители заранее получили задание познакомиться с некоторыми техниками рисования, давайте внимательно послушаем их выступление и получим удовольствие, используя нестандартные подходы в рисовании.
Свеча и акварель «Снежинки».
Оттиск поролоном «Ёлочка – красавица».
Рисование ладошкой «Рыбка».
Уважаемые родители!
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Наш мастер - класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!
Так же хотелось, чтобы вы дома познакомили детей с нетрадиционными техниками рисования, о которых я вам сегодня рассказала, а результат представили в виде фото отчёта.
Оттиск печатками из картофеля «Фигуры».
Рисование пальчиками «Грибок».
Кляксография с трубочкой «Дождик».
Оттиск печатками из картофеля +поролон «Солнышко».
Список используемой литературы:
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
5. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М. : изд. Центр Владос, 2008г.
6. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/12/03/konsultatsiya-dlya-roditeley-o-netraditsionnyh
Приложение 1.
Анкета для родителей.
(использование нетрадиционных приемов рисования)
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
Рисует ли ваш ребёнок дома?___
Как часто ваш ребёнок рисует дома?___
Чем ребёнку больше нравится рисовать? ___
Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению. ___
Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
(пальцем, ладошкой, другими предметами? ___
Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года? ___
Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?___
Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?___
Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку,
устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с
ребенком, др.? ___
С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы?
___
Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?___
Благодарим за сотрудничество!