МААМ-картинки

Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР

Наталья Акулич
Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие грамматического строя речи

у детей с ОНР.

(Слайд 1)

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и представить вашему вниманию систему работы «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР»

Публикация «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах

(Слайд 2)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Однако снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения — все это создает предпосылки языковой катастрофы. Вот почему формирование и развитие правильной, выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и образовательными учреждениями. И поэтому столь высока ответ-ственность и важность работы педагогов, занимающихся развитием речи детей.

(Слайд 3)

Мною было проведено логопедическое обследование детей старшего и среднего дошкольного возраста. В результате было выявлено, что среди детей посещающих детский сад 62% детей имеют нарушения речи. Из них 27 % имеют ФФНР, т. е это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. 35% детей с ОНР, т. е. это нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли.

(Слайд 4)

Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих.

Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания детей с ОНР является развитие грамматического строя речи. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Причины грамматических ошибок у детей определяются различными факторами.

1. Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка

2. Состояние речевого аппарата и уровень развития фонетического

восприятия речи

3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём

словаря

4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды

5. Недостаточное внимание к детской речи

В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.

Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые использую для развития и коррекции грамматического строя речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а так же в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме.

1) Игра «Один-много»

Цель: Образование мн. ч. существительных.

Многообразие окончаний и создает трудности для воспроизведения детьми. Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном. Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа. Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» ряд картинок или слов.

Тыква —. (тыквы)

Огурец —. (огурцы)

Помидор —. (помидоры)

Кабачок —. (кабачки)

2) Игра «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Используются игрушки, картинки, слова. Ребенок должен правильно назвать сначала большой, затем маленький предмет. Здесь особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов. В результате этих упражнений у ребенка вырабатывается прочный навык правильного образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.

Стол –…столик

Ключ-ключик

Шкаф-шкафчик

Тетрадь-тетрадочка

Шапка-шапочка

Белка-белочка

3) «Какой, какая, какие»

Цель: Согласование прилагательных с существительными в

роде, числе.

Используются сюжетные картинки, картинки. Прослушать предложения и ответить на вопросы.

Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.)

Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь

холодный.)

Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце

осеннее.)

4) Игра «Чей хвост?» Цель: Образование притяжательных

прилагательных.

Хвост медведя —. (медвежий)

Хвост белки —. (беличий)

Хвост лисы —. (лисий)

Хвост зайца —. (заячий).

«Головы, хвосты», когда выставляются две перепутанные картинки, т. е создается проблемная ситуация.

1-ая картинка - Чья голова? - Лисья голова.

-А чей хвост? - Тигриный хвост.

2-ая картинка - Чья голова? - Тигриная голова.

- Чей хвост? – Лисий хвост.

- Так бывает? - Нет.

-Что же нужно сделать? Правильно, поменять части картинки.

5) Цель: образование относительных прилагательных.

Предварительно ребенку нужно объяснить, что если какой - то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа - то железный и т. д. После этого можно переходить к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное

Стакан из стекла —. (стеклянный).

Нож из металла —. (металлический).

Чашка из фарфора —. (фарфоровая).

Скалка из дерева —. (деревянная).

5) Изменить слова по образцу. Цель: согласование

числительного с существительными

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным. Начинать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

Одна кукла — две куклы

Одна лошадь — пять лошадей

Один осел — пять ослов

7) Закончить предложения. Цель: Согласование глаголов

настоящего времени с существительными в числе.

Дождь-идет, дожди. (идут).

Лист падает, листья. (падают).

Птица улетает, птицы. (улетают).

Правильность употребления в речи ребенка всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях.

Вывод:

Таким образом, использование в работе эффективных методов и приёмов позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР
Опубликовано: 31 марта 2014 в 09:11
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Акулич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД