Получи документы

Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения

Наталья Михайловна Пчелина
Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения

Цель моей профессиональной деятельности – это создание условий для полноценного физического, психического, эмоционального, социального развития и здоровья детей.

Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника. В нашем дошкольном учреждении проводятся занятия по лечебной физкультуре, которые направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата. В своей коррекционной работе я тоже использую упражнения для профилактики плоскостопия: ходим по массажным дорожкам, по палочке, по ребристой доске, по камушкам, пуговицам и т. п. Упражняемся с мячами.

Публикация «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Коррекционная работа воспитателя имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка. Развитие мелкой моторики включается во все виды деятельности. Задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагает на основе использования всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов перцептивных действий.

Специально направленная лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа в дошкольном возрасте помогает нам подготовить детей с нарушениями зрения к школе.

Одной из составляющих готовности ребенка к школе является развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать его или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки. Вот почему в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является для меня одной из важных частей подготовки детей к школе.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыкам письма.

К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам и другие причины. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны :

- плохое запоминание и различение конфигурации букв;

- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;

- ошибки пространственного характера;

- нарушение границ рабочего поля, строки;

- трудности при анализе рабочего поля;

- трудности в восприятии целостного объекта и др.

Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на формирование зрительно-предметного гнозиса, развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия.

На занятиях я развиваю у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. Учу различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения и выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров. Контуры могут быть черными или разноцветными.

Предлагаю детям задания, при выполнении которых формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по часовой стрелке и против нее. Такая работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.

Затем предлагаю задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.

Успешному овладению зрительно-двигательными действиями способствует использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки. В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.

Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе.

Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтольмологами для развития остроты зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Уделяя должное внимание играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений, я решаю сразу две задачи:

1- косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка;

2- готовлю к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Добиться высоких результатов удается благодаря тому, что наши воспитанники находятся под наблюдением и контролем всех специалистов, работающих в детском саду. Коррекционная работа ведется в тесной взаимосвязи педагогов.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 12:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна Пчелина (УИ 3097320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД