Наталья Михайловна Пчелина
Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения
Цель моей профессиональной деятельности – это создание условий для полноценного физического, психического, эмоционального, социального развития и здоровья детей.
Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника. В нашем дошкольном учреждении проводятся занятия по лечебной физкультуре, которые направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата. В своей коррекционной работе я тоже использую упражнения для профилактики плоскостопия: ходим по массажным дорожкам, по палочке, по ребристой доске, по камушкам, пуговицам и т. п. Упражняемся с мячами.
Публикация «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Коррекционная работа воспитателя имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка. Развитие мелкой моторики включается во все виды деятельности. Задача сенсорного воспитания не сводится к тому, чтобы сообщить ребенку определенный запас знаний и умений, а предполагает на основе использования всей сохранной анализаторной деятельности – слуха, осязания, неполноценного зрения – формирование способов перцептивных действий.
Специально направленная лечебно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа в дошкольном возрасте помогает нам подготовить детей с нарушениями зрения к школе.
Одной из составляющих готовности ребенка к школе является развитие зрительно-двигательной координации. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и списывать его или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки. Вот почему в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является для меня одной из важных частей подготовки детей к школе.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическим навыкам письма.
К причинам возникновения трудностей возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам и другие причины. Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны :
- плохое запоминание и различение конфигурации букв;
- неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
- ошибки пространственного характера;
- нарушение границ рабочего поля, строки;
- трудности при анализе рабочего поля;
- трудности в восприятии целостного объекта и др.
Работа по овладению навыком письма с детьми, имеющими нарушения зрения, на подготовительном этапе должна обязательно включать систему упражнений, направленных на формирование зрительно-предметного гнозиса, развитие и совершенствование зрительно-моторной координации, мелкой моторики, развитие пространственного восприятия.
На занятиях я развиваю у детей способности в узнавании предметов, сравнении изображений реальных предметов по величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий. Учу различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения и выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров. Контуры могут быть черными или разноцветными.
Предлагаю детям задания, при выполнении которых формируется зрительное слежение в различных направлениях. Сначала в направлении сверху вниз, потом слева направо и по кругу, в направлении по часовой стрелке и против нее. Такая работа необходима для выработки правильного навыка письма, позволяющего ребенку достаточно легко осваивать скоропись.
Затем предлагаю задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлениях сверху вниз, слева направо и по кругу против часовой стрелки, в результате чего у детей формируется зрительно-моторная координация.
Успешному овладению зрительно-двигательными действиями способствует использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки. В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений.
Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе.
Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтольмологами для развития остроты зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Уделяя должное внимание играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений, я решаю сразу две задачи:
1- косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребенка;
2- готовлю к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения в школе.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Добиться высоких результатов удается благодаря тому, что наши воспитанники находятся под наблюдением и контролем всех специалистов, работающих в детском саду. Коррекционная работа ведется в тесной взаимосвязи педагогов.