Елена Новикова
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении функционирует 1 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).
Публикация «Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством печатно дидактического материала» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
Рисование – это естественная потребность ребенка. Оно не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи, мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире
Именно поэтому, по мнению многих педагогов (Н. В Квач, М. А. Касицына, М. М. Безруких, О. С. Жукова и др., рисовать ребенку так же необходимо, как и говорить. Ведь под рукой наших детей возникают самые разнообразные рисунки: и большеголовые друзья, и синие деревья, и красные горы, и оранжевые верблюды, и неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в нем. Нарисовав событие, им потом легче рассказать о нем.
Поскольку дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития ребенка, то именно в этот период у него формируются те качества, навыки и умения, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и обучения.
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
И эти особенности развития затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма у детей с задержкой психического развития. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая за ними я обнаружила, что изобразительная деятельность детей с ЗПР также обладает рядом специфических закономерностей. Среди таких закономерностей можно выделить:
-качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;
-некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;
-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;
-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);
-общее снижение мотивации деятельности.
Как уже было сказано ранее, все эти специфические закономерности отрицательно влияют на формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Что, в свою очередь, нарушает познание ребенком окружающего мира и приводит к нарушению формирования полноценной личности ребенка. Таким образом, развитие графических умений является одной из важнейших задач обучения детей с задержкой психического развития, так как графические умения являются важной составляющей при обучении детей рисованию и письму. Именно поэтому меня и заинтересовала данная тема.
Перед началом работы мною было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данное обследование проводилось по 6 методикам
ЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР[/b]
1. Обследование состояния общей моторики рук.
2. Обследование пальчиковой и ручной моторики.
3. Обследование развития графических навыков.
Рисование по образцу «Домик».
4. Методика “Дорожки»
5. Графический диктант.
6. Методика для изучения и оценки моторной персеверации
(т. е. шаблонного повторения движения
Из результатов данного обследования видно, что у детей грубо нарушена точность движения рук и зрительно-моторная координация. При выполнении графических заданий они не могли провести прямые, волнистые и ломаные линии, не удерживали карандаши, кисточки. Они не были заинтересованы в результате своей работы и не могли сдерживать свои непосредственные побуждения самостоятельно.
И наиболее хорошо это видно из диаграммы уровня развития графических навыков.
Далее мною были определены цель и задачи моей работы.
Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1) Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
2) Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.
3) Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.
4) Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.
5) Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.
6) Развитие навыка рисования параллельных линий.
7) Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.
8) Развитие ориентирования на листе бумаги.
9) Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.
10)Формирование у детей интереса к рисованию.
11)Развитие творческих способностей.
12)Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического конца.
Затем я разработала и апробировала систему коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная система была организована с учетом следующих принципов коррекционно-образовательной работы:
1) Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей.
2) Принцип систематичности и последовательности.
3) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
4) Построение обучения с учетом интересов, способностей и потребностей детей.
5) Принцип от простого к сложному.
В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия, включающий в себя игры и упражнения на формирование графических навыков. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 25 до 30 минут. Форма работы :
индивидуальная. Комплекс занятий отражен в приложении 2. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей графические навыки и психические процессы. Занятия проводились во второй половине дня в рамках кружка «Веселые карандаши «. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей.
Во второй блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, созданный для воспитателей (он отражен в приложении 5). Данный комплекс состоит из трех этапов. На первом этапе дети учились:
-проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам.
-рисовать уголков и квадратов по опорным точкам.
-штриховать прямыми и косыми линиями.
-рисовать дуг, кругов, овалов по опорным точкам.
На втором этапе дети учились:
-рисовать узоры из горизонтальных и вертикальных линий.
-штриховать.
-обводить.
-ориентироваться на листе бумаги.
На третьем этапе дети учились:
-рисовать круги, полуовалы, овалы, петли, спирали.
В третий блок вошел комплекс графических упражнений (32 занятия, разработанный для родителей (он отражен в приложении 6). В данный комплекс вошли следующие графические задания :
-рисование горизонтальных и вертикальных линий.
-рисование пересеченных линий.
-рисование наклонных линий.
-рисование волнистых линий.
-рисование петлевидных, параллельных и спиралеобразных линий.
-рисование ломаных линий.
-рисование кругов и овалов.
-рисование треугольников, квадратов, прямоугольников и ромбов.
-обведение по контуру, штрихование.
-рисование по точкам и цифрам.
-рисование по клеточкам.
После трех лет работы по данной системе коррекционно-педагогической работы снова было проведено диагностическое обследование уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Из данных диагностики видно, что у детей сформировалась база предметно-практических образов, зрительно-моторная координация, они научились правильно держать карандаш, кисточку и ручку, овладели умением проводить прямые, косые, цикличные и петлевидные линии, круги, овалы и спирали. Научились самостоятельно сдерживать свои непосредственные побуждения, овладели навыками самоконтроля. При выполнении графических заданий научились самостоятельно регулировать силу нажима на карандаш, преодолевать трудности и отмечать результат выполненной работы. Дети также научились достаточно хорошо ориентироваться на листе бумаги. У них сформировался интерес к рисованию и стали развиваться творческие способности.
Результаты работы.
Таким образом, апробация данной системы коррекционно-педагогической работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития прошла успешно.
У детей появились значительные результаты:
-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.
-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.
-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.
-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.
-у них стали развиваться творческие способности.