денисова Наталья
Игры по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Цель: Представление, обобщение и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
1. Создание условий для профессионального развития педагогов, в ходе которого приобретается опыт по развитию у детей фонематического слуха.
Публикация «Игры по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ход МАСТЕР-КЛАССА.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляю игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Что такое фонематический слух?
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи).
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Зачем развивать фонематический слух?
В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов.
Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части, видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который. отразится на поведении.
Как развить фонематический слух?
Работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
• правильно ставить ударение;
• делить на слоги;
• понимать смысл и значение каждого звука в слове;
• выделять согласные и гласные звуки.
Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.
Что же помогает развитию фонематического слуха?
Игры и упражнения! в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
Но для начала отмечу, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:
Первый этап.
1. Игры для детей младшего дошкольного возраста.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать неречевые звуки.
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На c амых первых занятиях можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
- Игра «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните непрозрачные пластиковые контейнеры любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
-Игра «Погремушки»(угадать какая погремушка звучала,потом угадать порядок звучания из 2-3 погремушек)
- Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
- Игра «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
- Игра «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. (хлопать можно ладонью,карандашом,молоточком) Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
-Игра «Передай привет!»(повторить ритм хлопков).
Второй этап
2. Игры для детей среднего дошкольного возраста.
На этом этапе необходимо учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
- Игра «Далеко - близко». Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко». Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх. Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).
_ Игра «Кто кричит?» направлена на различение высоты голоса. (животные и детеныши,отгадай, кто кричит).
- Игра «Три медведя» с использованием драматизации. Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?». Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.
-Игра «Теремок».
Третий этап
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
- Игра «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку.
- Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Вошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
-Игра «Хлопай-топай!» Выставляется 1 картинка или игрушка,если слово прозвучит правильно,ребенок хлопает, если неправильно, топает. (батон-багон, магон. кагон,и тд,потом материал усложняется-кошка-коска,коська,кощка, или рыба-лыба,либа,иба и тд).
3. Игры для детей старшего дошкольного возраста.
Четвертый этап
Учим детей различать слоги.
-Игра «Попугайчик» Повторение слоговых цепочек: с одинаковыми согласными и разными гласными-па-пу-по-пы,с одинаковыми гласными и разными согласными –ка-на-па-та, по звонкости-глухости-па-па-ба-па, по твердости-мягкости-та-та-тя-та и тд. (можно использовать мяч,отбивать его от пола,от стены, перекидывать из одной руки в другую. подбросить вверх,хлопок, поймать).
Пятый этап
Очень важный этап – учим детей различать звуки. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.
- Игра «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
- Игра «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например,нужно воспроизвести звуки природы : жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).
Шестой этап
Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Учим детей определять количество и последовательность звуков в словах,количество и последовательность слогов в словах.
- Игра «Угостим Зою конфетами»
Цель: формировать умение выделять звук на фоне слова.
Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.
Ход игры : Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою.
Ты возьмешь конфетку назовешь картинку и если в слове есть звук [ з] конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.
- Игра «Звуковая полянка»
Цель: формировать умение определять место звука в слове.
Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.