Алена Пан-Си-Ха
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников в работе по дифференциации звуков с применением песка
На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательной деятельности является замена учебной деятельности игрой, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Публикация «Развитие фонематических процессов у старших дошкольников в работе по дифференциации звуков с применением песка» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Игра имеет большое значение в развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, продуктивной.
Цель работы :
Формирование фонематических процессов у детей с ОНР на основе активного использования игр с песком.
Задачи:
1. Создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования фонематических процессов;
2. Разработать и внедрить разнообразные задания, игры с песком для последовательной работы по формированию фонематических процессов у воспитанников;
3. Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только формированию фонематических процессов у воспитанников, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности;
Хотелось бы предложить одну из игр с использованием светового песочного стола. Игра была разработана для автоматизации звуков [С] и [Ш] в начале слова у ребёнка старшего дошкольного возраста.
На песочном столе под песком в хаотичном порядке расположены карточки с изображением картинок начинающихся на звуки [С] и [Ш]. Ребенок откапывает карточку, сопровождая действие словами. Например….
«Ш» - Я нашел, я нашел… шапку и брошу ее в шкаф и т. д.
«С» - В песке спрятался (лась… собака, сова, сумка и т. д.
Называет что изображено и определяет звук с которого начинается картинка. Вместо картинок можно использовать разнообразные фигурки, так как в песочнице развивается тактильная чувствительность развивая «ручной интеллект»
Следующая задача определить звук, с которого начинается картинка. После, дети должны разделить пространство и заселить одну часть картинок к букве «С», другую часть к букве «Ш»
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно расширить действие детей и предложить озвучить слова со звуком [С] и [Ш] в начале, в середине и в конце. Или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука.
Детям можно предложить написать на песке букву или слог.
Можно взрослому написать слово пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Ребенок угадывает задуманное и написанное слово.
Используя песочный стол очень увлекательно и интересно рисовать двумя руками. К примеру, можно рисовать дорожки от одной карточки к другой. При этом можно озвучивать движения, проговаривая звук вслух. Можно начать звук произносить громко, заканчивая путь тихим голосом, или наоборот. Для начала можно использовать тетрадь с «прописями для гармонизации обоих полушарий мозга», позже ребенок справляется с таким заданием самостоятельно.
Таким образом, применение игр с песком, становится важным условием
саморазвития и самоутверждения воспитанников, так как воспринимается ими как игровая деятельность. Ценно то, что и в самостоятельных играх дети включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального мышления и интеллекта. Данный метод даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.