Папки-передвижки

Развитие фонематических процессов посредством игровых упражнений

Татьяна Воробьева
Развитие фонематических процессов посредством игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проектной работы

«Развитие фонематических процессов посредством игровых упражнений»

Название проекта Учимся, играя, слушать и слышать.

Автор работы Татьяна Владимировна Воробьева, учитель-логопед

Актуальность проекта «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» К. Д. Ушинский

На сегодняшний день среди дошкольников наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Из них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими с раннего возраста. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Часто у детей с нарушением звукопроизношения фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить, с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков и нередко смешивают их.

Развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Цель Разработать и апробировать игровую технологию развития фонематического восприятия у старших дошкольников и сделать её эффективной.

Задачи Коррекционно-обучающие:

• формирование умения различать силу, высоту и тембр голоса;

• формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;

• формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове;

• обучение простым и сложным формам фонематического анализа;

• формирование умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Коррекционно-развивающие:

• развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;

• развитие у детей способности к различению неречевых звуков, развитие чувства ритма;

• развитие способности узнавать и различать неречевые звуки;

• развитие способности различать силу и высоту неречевых звуков (звуки природы, музыкальные инструменты, шумовые коробочки)

• развитие у детей навыков фонематического анализа и синтеза с помощью наглядного материала.

Коррекционно-воспитательные:

• формирование способности коллективной деятельности;

• обучение детей взаимодействию, вниманию к сверстникам;

• воспитание интереса к занятиям.

Участники Учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительных групп, родители

Продолжительность Сентрябрь-октябрь 2024 года.

Продукт проектной деятельности Публикация на сайте и страницах соцсетей МАДОУ; консультация для родителей; папка-передвижка для групп; подборка методических рекомендаций и дидактических игр для педагогов.

Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта Приложение 1.

Описание используемых в проекте игровых упражнений Приложение 2.

Предполагаемые образовательные результаты проекта Проект направлен на развитие всех фонематических процессов. В результате реализации проекта дети познакомятся с простыми и сложными формами фонематического анализа, научатся слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове.

Приложение 1

Приложение 2

Дидактические игры для развития фонематического слуха

Этап неречевых звуков.

На чем играю. Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

Громкие подсказки. Один ребёнок выходит из комнаты. Ведущий прячет игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, мы объясняли ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подходил близко к спрятанной игрушке, дети громко хлопали в ладоши. Когда он отходил от неё, хлопали тише.

Что услышал. Ведущий предлагает ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц (или звуки окружающего мира). Ребенок сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Найди пару. Заранее приготовьте по 2 коробочки, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй – у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем к ведущему выходят дети, у которых коробочки звучат также.

Узнай по голосу. Дети стоят в кругу, водящий с закрытыми глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала: «Ква-ква-ква». Ребёнок, на которого покажет ведущий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».

Узнай по голосу-2. Эта игра проводится в группе нескольких детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему, повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени. Ребенок на слух должен отгадать, кто его позвал. Маша, мы сейчас в лесу, Мы зовем тебя: «АУ», Ну-ка, Маша, не зевай, не робей, Кто позвал тебя, узнай поскорей.

Иди-беги. Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: бубен. Описание игры: стучим в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполнял движения: под тихий звук шёл на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежал.

Глухие телефончики. Ведущий на ухо четко произносит слово (звуки раннего онтогенеза, игроки передают по цепочке.

Какой звук. Ребенку дают две палочки – короткую и длинную. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую палочку. Второй вариант игры – короткий звук – присел, длинный звук – вытянулся и поднял руки вверх.

Капельки. Картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза. Описание игры: мы объясняли ребенку, что капельки поют свои песни по картинкам. Мы показывали картинку и отхлопывали соответствующий ритм. /-/, //, /-/-/, /-//. Усложняем: просили ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму, раздать детям карточки с ритмом, выйти, у кого есть такой рисунок.

Этап различения близких по звуковому составу звуков, слогов, слов

Твердый- мягкий. Взрослый по очереди бросает мяч и произносит слоги с твердым звуком, а дети должны вернуть мяч произнося слог с мягким звуком. Так же играем с глухими и звонкими звуками. Например: па-пя, ти-ты и т. д. Па-ба, да-та, за-са и т. д.

Измени слово. Взрослый произносит слова с парным глухим звуком, а дети заменяют его на парный звонкий, проговаривая новое слово и наоборот. Например: суп-зу[п], дом-том, доля-Толя, гон-кон.

Внимательные ушки. Материал: предметные картинки с изображением груши, шапки, банана, сушки, птенца. Инструкция: Покажи «Класс!», если произнесу слово правильно, если нет – большие пальцы вниз.

Гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

баман, панан, ваван, банан, баван

суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка

Подбери картинку. Педагог выставляет на доске в одну линию следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под той, название которой звучит похоже.

В результате на доске должны получиться примерно следующие ряды картинок:

КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА

ДОМ РАК ЛУК КЛЕТКА ПЛАТОК НОРКА

СОМ МАК ЖУК ПЯТКА ЛИСТОК КОРКА

ГНОМ ЛАК БУК ВАТКА МОТОК МАРКА

Найди похожее. Ведущий раздает детям карточки с картинками, дети должны разбиться на пары на основе похожего звучания слов. Пары:

Трава-дрова, дом-дым, папка-тапка, бочка-почка, рак-лак, ночка-мочка, день-пень, лужи-лыжи, коза-коса, сом-сон.

Дочка-точка, мох-мех, Марина-малина, мак-мат, кот-кит, цвета-цветы, пушка-мушка, мишка-мышка, миска-киска, каска-маска.

Поймай звук. Взрослый произносит ряды звуков или слогов, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему или слог.

Доскажи словечко. Взрослый читает стихи, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме. Например: на-на-на, большие уши у. слона.

Найди лишний слог. Взрослый произносит слоговой ряд, а дети определяют, какой лишний.

Этап звукового и слогового анализа и синтеза

Выбери правильно. Среди пяти- шести предметов ребенок находит те, в названии которых есть заданный звук. Например: Выбери только те предметы, в названиях которых есть звук «А».

Короткие или длинные слова. Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит названия картинок, отхлопывая слоги.

Чудесный мешочек. Ребенок берет из мешочка мелкий предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Цель: выделение первого и последнего звука в слове. Оборудование: мяч. Описание игры: мы читали стихотворение: «Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку». Мы называли первое слово и передали мяч ребёнку. Далее мяч передавался от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна – автобус – слон - нос - сова…

Цепочка слов. Взрослый раскладывает 3 картинки (предметы) и просит детей составить цепочку слов. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: банан- носок - колодец.

Найди пару. На какие звуки начинаются эти слова? Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.

Одень Катю. Найти одежду, в названиях которых есть звук «К» и т. д.

Три звука. Выбери картинку, игрушку, предмет, в названии которой 3 звука. Потом игру усложняем доводим до 4,5,6 звуков.

Гласные звуки играют в прятки. Дети находят гласные звуки в трехзвуковых словах, называют, какой гласный звук по счету.

Слово рассыпалось (для детей, которые учатся читать). Выкладывают три буквы, из которых можно составить слово (дом, мак, ком и т. д.)

Найди место фишке. Детям предлагают взять картинку, назвать ее, определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на схеме).

Новоселье. Детям предлагают взять картинки с изображением различных животных, назвать слово, затем каждый звук отдельно, подсчитывая количество звуков, и подобрать домики с таким же количеством окошек.

Что сначала, что потом. Определение последовательности звуков в слове. Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5. Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д. Усложняем: что после [у]; что перед [у].

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематических процессов посредством игровых упражнений
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 12:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематических процессов посредством игровых упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воробьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД