Ангелина Лунёва
Конспект занятия по развитию фонематических функций «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и расширить представления детей об осени и ее приметах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие :
- Развитие фонематического слуха и зрительного восприятия;
- Совершенствование связной речи и координации речи с движением;
- Стимуляция у детей познавательной и речевой деятельности;
- Коррекция когнитивных процессов.
Образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь по теме занятия;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематических функций „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Образование глаголов ед. и мн. числа;
- Согласование существительных с глаголами ед. и мн. числа наст. вр. ;
- Формирование навыка составления короткого рассказа с опорой на наглядный материал;
- Согласование существительных с прилагательными;
- Образование падежных окончаний существительных.
Воспитательные:
- Организация коллектива воспитанников на занятии;
- Формирование и развитие усидчивости, терпения;
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности;
- Формирование бережного отношения к атрибутам занятия и игровым материалам.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие логопеда.
- Дети, посмотрите на картину и внимательно послушайте стихотворение, которое я прочитаю:
Вот опять уже желтеют листья,
Мелкий дождик моросит с утра,
Лето промелькнуло очень быстро,
Наступила осени пора.
Ветерком прохладным потянуло
И быстрее вечер настает.
Пусть порой бывает небо хмурым,
Осень тоже радость нам несет.
II. Актуализация знаний. Мотивация воспитанников.
-Скажите, пожалуйста, о каком времени года говорилось в стихотворении?
Ответы детей.
-Правильно, об осени.
-Про какое время года вы послушали стихотворение?
Ответы детей.
-Правильно, про осень.
II. Сообщение темы занятия.
Сегодня, мы постараемся создать осеннюю картину и узнаем приметы осени.
- Какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей.
III. Основной этап.
Логопед. Осенью становится холоднее и часто идут дожди.
Послушайте стихотворение о дождике.
За окошком кто шалит? Тук-тук-тук,
Кто по стеклышкам стучит? Тук, тук, тук,
Может это птички? Нет, нет, нет.
Может, ребятишки? Нет, нет, нет.
Может капельки дождя? Да, да, да!
На картине (ковролинографе) уже есть туча, предлагаю прикрепить к ней капельки.
Задание к теме №1
Дети поочередно прикрепляют капельки к полотну.
Попробуем повторить примету осени все вместе.
- Осенью становится холоднее и часто идут дожди.
А теперь, послушайте стихотворение о грибочках.
Набежали тучки, закапали дождинки,
Выросли грибочки прямо у тропинки,
Очень дружная семья выросла на кочке:
Папа гриб и мама гриб, и грибок сыночек.
- На нашей картине уже есть дождик, а про что вы сейчас слушали стихотворение? Ответы детей.
Правильно, про грибочки, про грибы.
Как вы думаете, дождик помогает грибам расти? Ответы детей.
Предлагаю добавить на нашу картину грибы.
Задание к теме №2
Дети прикрепляют изображение грибов к полотну.
Как вы думаете, папа гриб какого размера? (Величины).
Ответы детей. Большого. Логопед, правильно.
А грибок сыночек какого размера? Ответы детей, маленький.
Логопед. Да, грибок маленького размера, маленькой величины.
Мама гриб какого размера? Ответы детей, поменьше. Логопед, поменьше, среднего размера. Меньше чем самый большой гриб и больше, чем самый маленький гриб, среднего размера.
IV. Динамическая пауза.
Логопед с детьми проводит комплекс: «Речь с движением».
Грибники по лесу- шли, шли, шли… (Шагаем, высоко поднимания колени).
И грибочков много - нашли, нашли, нашли… (Ритмично хлопаем в ладоши).
Вот грибок и вот грибок- все положим в кузовок. (Ладонь одной руки лодочкой, ладонь второй руки лодочкой, кладем грибы в воображаемый кузовок).
V. Работа над темой.
- Ребята, какую еще примету осени вы знаете?
Осенью с деревьев опадают листья.
Предлагаю повторить эту примету осени хором.
Осенью с деревьев опадают листья.
А как называется явление, когда опадают листья?
Ответы детей. Листопад.
Логопед. Правильно, листопад. Предлагаю прикрепить осенние листья на нашу картину.
Задание к теме №3
Дети поочередно прикрепляют листья на полотно.
-Послушайте стихотворение о листопаде.
Скоро ветер налетит холодный,
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный,
Золотой осенний… ( дети: Листопад)
Задание к теме №4
Логопед предлагает детям поиграть в игру.
Перед каждым ребенком представлен дубовый лист, кленовый лист и осиновый лист.
Ребята, покажите первый лист? Как он называется?
Ответы детей. Правильно, кленовый лист.
Ребята, покажите второй лист? Как он называется?
Ответы детей. Правильно, дубовый лист.
Ребята, покажите третий лист? Как он называется?
Ответы детей. Правильно, осиновый лист.
А теперь давайте вспомним какими становятся листья осенью?
Ответы детей. Разными, разноцветными.
VI. Совершенствование пройденного материала.
Помогите мне правильно закончить предложение.
Осенью лист желтеет, осенью листья … (желтеют)
Осенью лист краснеет, осенью листья … (краснеют)
Осенью идет дождь, осенью идут … (дожди)
Какую еще осеннюю примету вы знаете?
Логопед демонстрирует детям картинку с перелетными птицами.
Ответы детей. Осенью перелетные птицы улетают на юг.
Правильно, давайте повторим эту примету вместе.
Скажите пожалуйста, как называется эта птица?
Дети. Ласточка.
Это перелетная птица?
Ответы детей. Да.
Правильно.
Задание к теме №5
Предлагаю добавить ласточку на нашу осеннюю картину.
Помогите мне правильно закончить предложение.
Птица улетает, а птицы… (улетают).
Поговорим еще об одной примете осени.
Логопед демонстрирует детям корзину с овощами и фруктами.
Осенью люди собирают урожай.
А что такое урожай?
Ответы детей. Правильно, это овощи и фрукты.
Скажите, пожалуйста, дети, а можно назвать урожаем грибы?
Правильно, грибы-это лесной урожай.
Где мы собираем овощи? Правильно, в огороде.
Где мы собираем фрукты? Правильно, в саду.
Задание к теме №6
Предлагаю добавить корзину с урожаем на нашу осеннюю картину.
Внимательно послушайте и отгадайте загадки.
Зелен и густ,
На грядке вырос куст.
Покапай немножко,
Под кустом… (Картошка).
Правильно, картошка, картофель.
Скажите, ребята, картофель-это овощ или фрукт?
Ответы детей. Правильно, картофель- это овощ.
Круглое, румяное
Выросло на ветке,
Любят его взрослые,
Любят его детки. (Яблоко.)
Скажите, ребята, яблоко-это фрукт или овощ?
Ответы детей. Правильно, яблоко-это фрукт.
VII. Закрепление пройденного материала.
Ребята, посмотрите какая чудесная картина у нас получилась.
Что на ней изображено?
Логопед совместно с детьми повторяет осенние приметы.
Тучка с капельками – осенью становится холоднее и часто идут дожди.
Листья - осенью с деревьев опадают листья.
Ласточка – осенью перелетные птицы улетают на юг.
Корзинка с урожаем – осенью люди собирают урожай.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, скажите, о каком времени года мы сегодня разговаривали?
Ответы детей.
Логопед: правильно, об осени.
IX. Организация окончания занятия.
Логопед: сегодня мы вспоминали приметы осени, создавали красивую осеннюю картину, познакомились с семьей грибов, рассматривали листья с разных деревьев, попрощались с ласточкой, отгадывали загадки про урожай. Вам понравилось, ребята?
Ответы детей.
Я говорю вам большое спасибо, мне тоже понравилось играть с вами.
В подарок я дарю вам кленовые, дубовые и осиновые листочки и попрошу вас найти такие же в живой природе.
Окончание занятия.