Денисенко Сергей Владимирович
Развитие физических качеств через игровые упражнения с элементами футбола
С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Дети мяч бросают, ловят, бьют рукой и ногой без особых физических усилий, и каких либо указаний. Футбол – спортивная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей стране и мире. Это не случайно.
1. Эта игра неприхотлива. Футбол можно играть на любом ровном месте.
2. Здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях,
3. В футболе забивается довольно много голов. Это повышает активность детей.
4. Игра проходит динамично.
Публикация «Развитие физических качеств через игровые упражнения с элементами футбола» размещена в разделах
Вот почему сегодня в футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении — это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре.
Обучение футболу отвечает всем требованиям психомоторного развития старших дошкольников. Разнообразие технических и тактических действий игры в футбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений детей, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в футбол и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья.
Игра в футбол является важной для формирования фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей. Игра в футбол - творческая деятельность, в которой проявляется необходимость найти решение двигательной задачи.
В процессе обучения детей элементам техники игры в футбол следует соблюдать определённый порядок их освоения по принципу «от простого — к сложному».
Сначала предлагаю детям рассмотреть футбольный мяч, ворота, разметку. Рассказываю им правила игры, попутно задавая вопросы об этом виде спорта. Выявив уровень представлений детей об игре, начинаю углублять их знания о футболе.
Далее обучаю детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников, исходя из особенностей их физического развития и координации движений. Затем обучаем удару внутренней стороной стопы.
А сейчас я хочу показать вам на практике, что мы делаем с детьми. Приглашаю желающих.
При обучении технике ударов используются следующие подводящие упражнения :
имитация удара без мяча;
удар с места по неподвижному мячу;
удар с нескольких шагов по неподвижному мячу;
удар с разбега по неподвижному мячу;
удар по неподвижному мячу в стенку, выполняется с расстояния 3—4 шага.
удар в обозначенные флажками ворота шириной 1 м с расстояния 5—10 шагов;
удар в цель (кегля или какой-либо предмет) с расстояния 4—6 шагов;
в парах, на расстоянии 5—6 шагов друг от друга выполнять удары, направляя мяч в сторону партнёра.
Затем учу детей основным фазам выполнения остановки мяча ногой.
Подготовительная фаза – исходное положение: масса тела переносится на опорную ногу, которая немного согнута в колене для устойчивости. Останавливающая нога выносится навстречу мячу.
Рабочая фаза – производится уступающее движение останавливающей ногой, которая несколько расслаблена. Скорость движения ноги постепенно снижается. Завершающая фаза – центр тяжести переносится в сторону останавливающей ноги и мяча. По способу выполнения есть остановка мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Техника остановки мяча: игрок концентрирует внимание на движущемся мяче и выполняет остановку внутренней стороной стопы или подошвой.
Подводящие упражнения :
- остановка мяча ногой после удара о стену. Выполнять поочерёдно левой и правой ногой;
- упражнения в парах. Дети выполняют удар друг другу и останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой. Постепенно следует увеличивать расстояние друг от друга;
- в парах, продвигаясь вперёд, выполнять удар партнёру, предварительно остановив мяч одним из приёмов.
Далее я учу детей умению вести мяч ногой. И сейчас покажу, как.
Выполняется несильными ударами, толчками ногой внешней или внутренней частью стопы с использованием следующих подводящих упражнений :
-ведение мяча по прямой в медленном темпе, при каждом шаге мяч касается ноги;
-ведение мяча по линии круга попеременно левой и правой ногой. Сначала выполнять шагом, затем медленным бегом;
-ведение мяча по коридору (ограничение из кеглей или любых предметов) шириной 1 м. Постепенно уменьшать ширину коридора;
-ведение мяча между предметами, расставленными по прямой линии на расстоянии 50 см друг от друга;
-выполнение ведения произвольно по всей площадке, меняя направление движения и скорость.
Следующий этап обучения детей элементам игры в футбол, это обучение двусторонней игре и элементам тактических действий. Игра проводится по упрощённым правилам, которые надо обязательно объяснить детям перед началом игры и неоднократно напоминать в процессе, а также в уменьшенных составах (2 на 2, 3 на 3 и т. д.). Опыт показывает, что для дошкольников оптимальное время игры 3-5 минут. Это обусловлено тем, что во время игры у детей очень высокий психоэмоциональный подъём, поэтому затягивать её не стоит.
Таким образом, обучение дошкольников элементам игры в футбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений с элементами футбола дети смогут научиться управлять не только своей самостоятельной двигательной деятельностью, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.