Алла Волобуева
Развитие речи дошкольников посредством ситуации общения
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является ключевым периодом для психического развития детей. В этот период закладываются основы речевых и познавательных навыков, что существенно влияет на дальнейшее обучение и социализацию. Одним из основных методов, способствующих этому процессу, является «ситуация общения».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ведь в такой ситуации, как нигде лучше, ребенок видит интерес педагога, желающего поговорить с ним, расспросить о чем-то, ответить на его вопросы.
Актуальность данного подхода обусловлена тем, что в современном мире существует множество факторов, негативно влияющих на речевую активность детей. Это и ухудшение состояния здоровья, и недостаток живого общения с родителями, и равнодушие к развитию речи со стороны некоторых педагогов.
В процессе организации ситуаций общения необходимо учитывать интересы и уровень развития детей. Педагог может использовать как спонтанные ситуации, возникающие в ходе игрового процесса, так и специально созданные задания, которые направлены на развитие определенных речевых умений.
Ситуации общения помогают не только в развитии речевых навыков, но и способствуют формированию у детей познавательной активности, интереса к знаниям и открытию ими окружающего мира.
Важно, чтобы педагог не только руководил процессом, но и проявлял заинтересованность в деятельности детей, создавая тем самым атмосферу доверия и общения.
Поддержка со стороны взрослых имеет решающее значение для успешного речевого развития, так как именно она способствует развитию эмоциональной отзывчивости и умению управлять своими эмоциями.
Мы поговорим о специально планируемых ситуациях общения, которыми в отношении к дошкольникам, являются различные игры. Предлагаю, вашему вниманию некоторые речевые игры, которые можно использовать как на занятиях, так и вне их.
Начнём мы с игры «Доскажи словечко».
Вариантов этой игры много. Взрослый называет ребенку словосочетания, предложения или загадки делая паузы в тех местах где нужно добавить слово. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.
Игра «Назови слово похожее по звучанию» Педагог называет слово, детям нужно назвать слово похожее по звучанию. В эту игру можно играть на слух, а можно раздать детям картинки, на которых изображены предметы, названия которых похожи по звучанию - • Врач – мяч, • Значок – крючок
Игра «Подходящие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрый (быстрая, быстрое, быстрые) - самолет, ракета, тигр, орел, конь, машина. Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Круглый и красный – (арбуз, мяч, яблоко, помидор).
Игра «Скажи наоборот» Педагог называет слово, дети слово противоположное по значению. Река широкая, а ручей…узкий. Камень тяжелый, а пух…. легкий.
Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.
Влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки.
Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными и коллективными.
Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением.
Для развития речи детей педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.
Побудить детей к общению на определенную тему помогут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в автобусе, что интересного видел в другом детском саду, которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Большие возможности для речевого общения предоставляют сюжетно-ролевые игры детей, такие как «Семья», «Детский сад», «Магазин», позднее — «Школа», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.
Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.
В старших группах применяем те же приемы, но усложняем тематику разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.
Таким образом, «ситуация общения» является эффективным инструментом, который учитывает возрастные особенности детей и помогает формировать необходимые навыки для их дальнейшего обучения и социализации. Регулярно вписывая в образовательный процесс данный метод, можно существенно повысить качество речевого и познавательного развития дошкольников, что, в свою очередь, создаст прочный фундамент для их будущего.