Альбина Викторовна Малышева
Развитие духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы к презентации
1 слайд
Здравствуйте, я Альбина Викторовна Малышева, воспитатель МБДОУ детский сад №18 «Алёнушка».
2 слайд
Хочу представить Вам опыт работы «Развитие духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
3 слайд
Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет, важный период в нравственном развитии детей. У детей активно формируются первые элементарные представления: о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, будут основой для их дальнейшего нравственного развития. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Многие политики и педагоги отмечали важность духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Развитие духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду». «Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.» (Д. Медведев)
«Цель воспитания — это гармонически развитый человек, который находит свое счастье в служении Родине, живет интересами народа, обретает счастье в труде, любви к людям» (Ушинский)
4 слайд
Низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей приводит к большим проблемам в духовно-нравственном воспитании детей. Я заметила, что у детей почти отсутствует умение сочувствовать, сопереживать, они относятся враждебно друг к другу, не воспринимают взрослого как авторитет. Поэтому видя эти проблемы в группе, я поставила перед собой задачу развития духовно-нравственных качеств у дошкольников младшего возраста.
5 слайд
Цель проекта: «Развитие духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Задачи проекта:
• расширять представления о роли семьи в жизни человека;
• приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
• формировать у детей интерес к людям, окружающим их в детском саду;
• способствовать развитию связной речи, мышления, восприятия, памяти.
• воспитывать любовь к близким людям, сверстникам, желание заботиться и помогать им;
• воспитывать любовь к детскому саду и уважение к людям, работающим в детском саду.
6 слайд
Во время мониторинга, наблюдая за детьми во время сюжетно-ролевых игр, за общением друг с другом, отношением к сверстникам и взрослым, я заметила, что у детей недостаточно развиты духовно-нравственные чувства. (диаграмма составлена по задача планируемых результатов освоения Образовательной программы ДО). Это проявляется в отношении и к сверстникам и взрослым. Дети не всегда понимают, что такое хорошо, что плохо, могут посмеяться над чужой неудачей
7слайд
При решении задач по духовно-нравственному воспитанию я использовала проектную деятельность. Были запланированы проекты:
• «Моя семья»
• «Если добрый ты»
• «Мой любимый детский сад»
В ходе которых мы с детьми проводили беседы, читали художественную литературу, организовывали продуктивную деятельность, составляли рассказы по картинкам, тематическим альбомам, организовывали выставки рисунков, экскурсии, играли в сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры.
8 слайд
В ходе работы была создана развивающая предметно-пространственная среда. Уголки по духовно-нравственному воспитанию представлены фотоальбомами: «Наша дружная семья», художественная литература, дидактические игры. При построении развивающей среды учитывались особенности возраста, индивидуальные особенности, интересы детей. Создаются и пополняются альбомы «Жизнь дана на добрые дела», «Наша дружная семья», «Как я помогаю маме». Уголок театрализованной деятельности так же пополнялся различными видами театра (с помощью родителей). Привлекали родителей и для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
9 -11 слайд.
Семья - это колыбель духовного рождения человека, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Поэтому свою работу я начала с проекта «Моя семья». Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Вместе с детьми мы беседовали о том, что же такое «семья», рассматривали картины и дидактические материалы о том, кто какими делами может заниматься в семье, как заботиться друг о друге, помогать родителям, бабушкам и дедушкам. Рисовали «Цветы для мамы», отмечали «День рождения дочки»
10 слайд
Учились играть в различные варианты сюжетно-ролевой игры «Моя семья», «Дочки-матери», инсценировали сказку «Репка», в которой участвовали персонажи семьи, «пекли» «Пироги для бабушки», изготавливали салфетки для празднования дня рождения куклы Даши
11 слайд
Рассматривали альбом «Наша дружная семья», фотографии для которого были предоставлены нашими родителями, раскрашивали иллюстрации на тему «Моя семья». Итогом проекта стало инсценирование сказки «Волк и семеро козлят»
12 -14 слайд. Проект «Если добрый ты»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми осуществлялось через различные виды деятельности в проекте «Если добрый ты». Мы хотелинаучить наших деток сочувствовать, помогать друг другу, вместе радоваться.
Но конечно, бывают ситуации, когда происходят ссоры между ребятами. Нам помогают разнообразные стихи-«мирилки», «подушка-мирилка», беседы, чтение художественной литературы, театрализация сказок, рассматривание сюжетных картин, обсуждение проблемных ситуаций,традиционные празднования дней рождения ребят с вручением подарка, учили детей помогать друг другу, а не смеяться над неудачами, оказывать посильную помощь взрослым. Акция «Подари подарок другу» стала своеобразным итогом проекта. Ведь известно, что очень приятно получать подарки, а также дарить их своим друзьям.
15-17 слайд. Проект «Мой любимый детский сад»
Формирование духовно-нравственных чувств осуществлялось и через ознакомление с профессиями взрослых в детском саду.
Через беседы «Кто работает в детском саду», «Кому, что нужно для работы», «Чей труд важнее?», дети понимали важность и необходимость каждого работающего человека в детском саду.
Воспитать уважение и любовь к сотрудникам детского сада,
вызвать интерес к труду взрослых разных профессий, сформировать реалистические представления о результатах труда, помогали экскурсии по детскому саду.
Поставленные цели и задачи реализовывались через все виды детской деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра и др. Использовались разнообразные формы работы: ОД, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, выставки рисунков, экскурсии, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Итогом проекта стало создание самодельной книги «Кто работает в детском саду»
18 слайд
С детьми мы проводили беседы, рассматривали различные иллюстрации, проводили наблюдения, образовательную деятельность. Обсуждали проблемные ситуации, ходили на экскурсии по детскому саду, играли в сюжетно-ролевые игры, инсценировали сказки.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без взаимодействия с семьей. Были собраны картотеки в помощь родителям:
• Картотека консультации для родителей
• Анкетирование родителей
• Картотека «Пословиц и поговорок о семье», сказок по духовно-нравственному воспитанию
19 слайд
В итоговой диагностике планируемых результатов по своей теме в конце года стали видны положительные результаты
20 слайд
• у детей сформировано устойчивое понимание понятия «семья»,
• укрепились привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи;
• дети научились анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение; укрепляются доброжелательные чувства к окружающим их взрослым и сверстникам;
• сформирован интерес, уважение к людям, окружающим их в детском саду, дети с удовольствием помогают сотрудникам детского сада – воспитателю, младшему воспитателю и др.
21слайд
Свой опыт я представляла на педсовете «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках Программы воспитания», выступала на ММО по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», выступила на «Образовательном салоне» с опытом работы «Развитие духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста», провела открытое занятие «Моя семья», публиковаласьв научно-методическом сообществе «МААМ»
Я собираюсь и дальше продолжать работу по развитию духовно-нравственных чувств детей через проектную деятельность. Буду разрабатывать проект системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живём». В будущем ознакомление с историей нашего города и современным городом, со значимыми людьми нашего города и области, с природой родного края, с малой и большой Родиной.