Юлия Дегтярева
Развитие детского восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Понимание особенностей развития детского восприятия явилось результатом многолетних исследований отечественных и зарубежных психологов. В них было показано, что, как и мышление, восприятие ошибочно отождествлять с естественным процессом. Другими словами, для осуществления процесса восприятия недостаточно обладать зрением, слухом, осязанием т. д., то есть определенной степенью развития нервной системы. То, что у взрослого происходит как бы само собой, на самом деле является результатом становления особых форм познавательной деятельности.
Публикация «Развитие детского восприятия» размещена в разделах
В отечественной психологии в первую очередь акцент делается на активном характере восприятия. Другими словами, восприятие – не результат воздействия внешних объектов на органы чувств, а, наоборот, следствие взаимодействия с этими объектами. В качестве примера можно привести следующий эксперимент. Два котенка воспитывались в полной темноте, но раз в день их доставали на свет и помещали в специальное устройство, напоминающее карусель. Котята находились друг напротив друга в корзинках. При этом один котенок мог только высовывать из корзинки голову и смотреть по сторонам, а второй не только смотрел, но и задавал движение карусели, отталкиваясь от пола задними лапами. Оказалось, что в результате котенок, который активно перемещался, был зрячим, а тот, который пассивно сидел и наблюдал, стал слепым (несмотря на то, что он находился столько же времени на свету, что и второй котенок).
Однако присущей ребенку естественной активности недостаточно для становления восприятия. Фактически развитие восприятия представляет собой процесс овладения особыми действиями, с помощью которых ребенок открывает различные свойства объекта. При этом подобные действия восприятия осуществляются с помощью определенных средств – сенсорных эталонов, которые вырабатываются в культуре и передаются детям в процессе обучения и воспитания. В качестве сенсорных эталонов вступают такие свойства предметов, как величина, размер, цвет и т. д.
Психологи провели эксперимент, в котором детям четвертого года жизни нужно было сравнить попарно различные формы. Оказалось, что данная задача под силу далеко не всем малышам. Связано это вовсе не с тем, что ребенок не видит различия, а с тем, что у него отсутствует инструмент сравнения. Восприятие формы представляет собой отдельную задачу для ребенка: он должен наложить одну форму на другую, подровнять их основания и увидеть разницу между ними. Выполнение такого действия и представляет собой процесс восприятия. Понятно, что действие восприятия сначала осуществляется с реальными предметами и правила его выполнения показывает взрослый. Первоначально подобные действия разворачиваются во внешнем плане и включают в себя движения глаз и рук. Поэтому, если ребенок просто повернул голову в сторону предмета, это не значит, что он совершает по отношению к нему действие восприятия.