Светлана Иванова
Развитие детского музыкального творчества на материале песен и танцев Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество - это целый мир, вызывающий глубокую заинтересованность и желание расширить его. Дети – фантазёры, мечтатели и импровизаторы. Вместе с тем они всегда реалисты. Не обладая опытом взрослых, ребёнок воспринимает доступную ему сущность жизни и выражает своё отношение к ней в самой непосредственной форме. Он не раскладывает по полочкам, не обосновывает взгляды, лишь откликается на всё, что его окружает, радостно, раскованно и полнокровно и остается поэтом, даже если занимается чем-то обыденным и простым.
Публикация «Развитие детского музыкального творчества на материале песен и танцев Кубани» размещена в разделах
- Кубань
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Творчество детей определяется их богатой и умной фантазией, которая подчас для них более значительна. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, интуицию, что необходимо во всех видах детской деятельности.
Творческое начало дошкольников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источником их творческого развития.
Самой актуальной задачей современного образовательного процесса является воспитание грамотных, активных, здоровых, свободных от негативных привычек и воздействий детей, являющихся патриотами России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества.
Что, как не песня с её родным языком и народными интонациями, мудрым содержанием и задорным характером, с младенчества окружая ребенка, формирует его нравственное и мировоззренческое чутьё, вкусы и привязанности? Песня воплощает память народа о том, что неподвластно времени. Песни о Великой Отечественной войне воспитывают подлинный патриотизм, самоутверждённость во имя высших ценностей мира, добра, справедливости.
Творческое начало проявляется в замысле – выборе темы, игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых, дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Разумеется, в творчестве детей ещё не может быть осознанной идеи, но направленность интересов, своё отношение к жизни уже складывается. Детское творчество основано на подражании, которое служит главным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней подачи своих чувств. Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».
Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращённым к будущему, созидающему его и видоизменяющим своё настоящее.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы».
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальный язык – часть многогранной способности детей к общению. Детская музыкальность, проявляющаяся в движении и пении, позволяет ребёнку передать миру ту информацию, которую он пока не готов транслировать через словесный язык. Она помогает ему войти в мир сверстников, завести друзей, подать сигнал о помощи, продемонстрировать особенности своей личности.
Раньше всего у ребёнка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям – это развитие психомоторики. Однако, в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества. Благодаря движениям под музыку у ребёнка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребёнок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга – основы для нормального развития речи. С самого раннего детства ребёнок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания.
Важную роль в художественно-эстетическом развитии ребёнка играет региональное искусство Кубани. Оно реалистично, основано на местных особенностях и культурных традициях. Детей знакомят с вышивкой, плетением из лозы и талаша (листья кукурузных початков, изделиями из соломки кубанских казачьих мастеров; кованью, ткачеством, керамикой кавказских народов, творчеством современных художников – живописцев края.
Если верно, что язык – душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души. Особенно мощным влиянием и любовью издавна пользовалась на Кубани песня. Народная песня — это импровизация, в которой несколько голосов прислушиваются друг к другу, взаимодействуют, уступают и соревнуются.
Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни-причитания, оплакивающие умерших; песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом. Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение.
Кубань - живописный, поэтический, песенный край. Величественно раздольная Кубанская равнина уходит от Азовского моря к Ставропольской возвышенности, разнообразится растительностью, общим ландшафтом, характером рек и дорог, а, встретив на своем пути остроги Эльбруса, решительно взбегает ввысь к лесной шубе гор, к серебряному звону стремительных рек, к очарованию снежных вершин. Как и просторная Кубанская земля, народная песня Кубани задумчива, мужественна, лирична. Именно песня воссоздаёт для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, этнографическую, духовную сторону, мир особенный, яркий, во многом трагический, но и героический.
В песенном фольклоре преобладали трудовые песни - «полильни» или «стэпови» - коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжёлой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых песен : игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни. Песни повествовали о героизме и удали казаков. Самыми распространёнными и любимыми были песни об отваге и мужестве, красоте Кубанского края, рождённые поэтическим творчеством самого народа. До наших дней дошли и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые.
Дошкольники знакомятся с песнями, детскими музыкальными пьесами, операми композиторов Кубани, напечатанных в сборниках: А. И. Попов «Золотое солнышко», А. Г. Мовшович «Шел поросёнок по росе»; С. Е. Юдина «Мои любимые праздники»; Л. А. Семёнова «Детства чистый исток»; Н. В. Мироненко «Звёздная дорожка»; Т. А. Юрченко «Капельки». Произведения вместе с колыбельной песенкой и хороводами родного края присутствуют в жизни ребёнка с первых лет жизни.
С помощью народного искусства у ребёнка обогащается духовный и нравственный мир, он познает обычаи и традиции через песни и танцы своих предков, сохраняется связь поколений. Детям очень нравится наряжаться в костюмы кубанцев, участвовать в праздниках, посвящённых проводам Масленицы, Кубанской ярмарке или рождественским колядкам. Детское творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно проявляется в разных видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. И здесь особенно интересно своеобразное кубанское творчество, с его специфическим говором в песнях, напевом, различными трещащими музыкальными инструментами, доступными детям, а так же замечательными национальными танцами, хороводами и различными плясками.
Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребёнка, поддержать интерес к прошлому, воспитать любовь к своей Родине.
Система педагогической деятельности способствует развитию музыкального творчества детей, при условии:
- организации работы по расширению культурного и музыкального кругозора детей средствами ознакомления с историей казачества, с обычаями, одеждой, бытом, с музыкальным народным творчеством;
- проведения специальных форм и методов педагогической работы, способствующей развитию песенной и музыкально-ритмической деятельности на основе разучивания кубанских песен и элементов кубанских танцев;
- создания условий для самостоятельного применения детьми знакомых песен и элементов кубанских танцев;
- разработки творческих заданий для самостоятельного создания песен и элементов кубанского танца.
Используемая в нашем детском саду система работы по развитию музыкально-ритмического творчества детей способствовала формированию эмоционального интереса к песенному и танцевальному фольклору Кубани, формированию юных патриотов Кубанской земли.
При благоприятном педагогическом руководстве дети старшего дошкольного возраста способны не только воспроизводить доступные для них кубанские песни и танцевальные движения, но и создавать свои творческие песенные этюды и плясовые рисунки.
Авторы:
старший воспитатель Иванова Светлана Фрунзевна,
воспитатели: Татаренко Р. С., Прудникова О. В., Петаева Т. В.