Лучший педагог года

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе деятельности ансамбля ложкарей

Любовь Моисеева
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе деятельности ансамбля ложкарей
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

«Музыкально-ритмическое воспитание оказывает

огромное влияние на развитие воли,

характера и интеллекта человека.»

Эмиль Жак-Далъкроз

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе деятельности ансамбля ложкарей» размещена в разделах

Цель исследования: изучить особенности организации и содержание работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, выявить наиболее эффективные методы работы в данном направлении и проверить их на практике.

Объект исследования: процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: способы и методы развития чувства ритма.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что чувство ритма у детей в процессе работы ансамбля ложкарей будет развиваться более активно, если:

• работа в данном направлении ведется целенаправленно и систематически;

• педагог владеет методикой развития чувства ритма;

• учитываются возрастные особенности детей.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Изучить суть понятий «ритм» и «чувство ритма».

3. Выявить алгоритм развития чувства ритма у детей.

4. Апробировать методику обучения дошкольников игре на ложках и выявить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию чувства ритма у детей.

Методологической основой исследования стали педагогические исследования в области музыкального развития детей Ветлугиной Н. А., Гогоберидзе А. Г., Зиминой А. Н.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, статистическая обработка данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы начинающими педагогами дополнительного образования и музыкальными руководителями музыкальных садов.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика понятий «ритм» и «чувство ритма»

Ритм (в переводе с греч. - соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке.

Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. В теории мы находим и узкое, и широкое его толкование. В определении музыкального ритма, которое предлагает В. Н. Холопова, подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки: «Музыкальный ритм - это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка»[17].

Среди определений ритма можно наметить три основные группы:

1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

3. В музыке ритм — это её распределение во времени —последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов (А. А. Баренбойм, А. В. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз) о том, что чувство ритма врожденное и почти не развиваемо[4]. Однако другие музыканты-педагоги и психологи (Б. М. Теплов и др.) доказывают, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма развивается.

К. В. Тарасов отмечает, что чувство ритма – сложная по структуре способность.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями:

- ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т. е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т. д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музы-кальности[16].

1.2Особенности развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Ритмический элемент музыки вызывает у малыша телесные движения, сначала беспорядочные, потом совпадающие с «пульсом» музыки. Так, К. В. Тарасова отмечает, что начальные проявления чувства ритма обнаруживаются уже в 9-10 месяцев.

К 2,5 – 3 годам малыш располагает простейшими ритмическими представлениями о равномерных отрезках музыкального времени. Ритм остается преобладающим элементом при восприятии музыки и для более старших детей.

По данным Г. А. Ильиной дети 3-5 лет воспроизводят в пении преимущественно ритмическую канву и даже в 6-7 лет улавливают в музыке в первую очередь ее ритмическую и динамическую стороны, а звуковысотную мелодию и гармонию – воспринимают хуже.

Отмечается также, что дети 2-3 лет реагируют на музыку синкретично,во время слушания, двигательного аккомпанемента в виде движения кистей рук, ног, подобно тому, как в общении человек не разделяет звуковую и интонационную сторону речи, жестикуляцию, движения тела, мимику.

Дети, уже, начиная с 5 лет, могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах. Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить.

1.3Методика работы с ансамблем ложкарей в детском саду

Наблюдая игру на ложках, можно заметить, что исполнители во время игры нередко меняют в руках их положение, при этом ложки сжимают пальцами каждый раз по-разному. Меняют и количество ложек во время игры: то играют на двух, то на трёх, четырёх и более. Играют стоя и сидя. Ложки могут находиться за поясом исполнителя (при игре стоя, в голенищах сапог, сжиматься коленями ног (при игре сидя).

В данной работе рассматривается два способа игры на ложках. Всего способов игры на ложках большое множество. Далеко не все они равнозначны по своим техническим возможностям и далеко не все применяются сегодня в игровой практике ложкарей.

Что даёт применение различных игровых способов?

Во-первых. В каждом способе есть свои характерные движения рук. Орнамент движения рук очень важный, чисто зрелищный элемент в этом виде искусства.

Во-вторых. Иногда со сменой способа появляются и новые игровые приёмы.

В-третьих. При разных способах достигается различная окраска и сила звука.

В-четвёртых. При смене способов игры на ложках и при различных комбинациях игровых приёмов создаются всё новые и новые игровые колена, из чего складывается в итоге вся пьеса.

Ниже даётся описание способов игры на ложках. Тут же даются приёмы игры, характерные для каждого из способов.

1-й способ. Игра на 3-х ложках. В игре этим способом участвуют три деревянных ложки. Ложки, выставляемые за кушак, в колени или в голенище сапога, в счёт не идут, они не являются обязательными и служат дополнением. Первое описание этого способа дал Н. И. Привалов 1908 году: «В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй – между средним и безымянным пальцами, концы рукояток при этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к выпуклости первой, а в углубление её вкладываются пальцы: средний, безымянный, мизинец. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклых полушарий одного о другое. В правой руке держат третью ложку, и её тыльной стороной вскользь ударяют по выпуклостям первых двух ложек. Если имеется четвёртая, большая ложка, то она затыкается рукояткой за голенище сапога и по ней время от времени ударяют ложкой, находящийся в правой руке» [19].

Н. И. Привалов указывает, что ложкой, находящийся в правой руке, делают лишь скользящие удары по паре ложек в левой руке. К этому нужно добавить, что одиночной ложкой делают гораздо больше прямых чётких ударов нежели скользящих по головкам двух ложек и их черенкам. При игре стоя иногда вставляют 3-4 ложки за кушак. Удары одиночной ложкой производят как о пару ложек в левой руке, так и о ложки за кушаком – удары прямые и скользящие (дробь). При игре сидя ложки можно дополнительно вставлять между колен (3-4 шт.) с той же целью что и при игре стоя. В этом случае ложки за кушаком не нужны. Имея ложки за кушаком (при игре стоя) или в коленях (при игре сидя, можно извлекать удары отдельно парой ложек в левой руке и одиночной ложкой о дополнительные.

Приёмы игры на 3-х ложках: сомкнутые ложки в левой руке - одна ложка в правой руке - удар правой ложкой по двум сомкнутым ложкам в левой руке - удар к себе правой ложкой по черенку ложки в левой руке - быстрое чередование ударов правой ложки между двумя разомкнутыми ложками в левой руке (тремоло) - удар двумя ложками в левой руке, осуществляется быстрым сжатием и разжатием левой кисти - удар правой ложкой по двум сомкнутым ложкам в левой руке с поворотом кисти левой руки - скользящий удар правой ложкой по разжатым ложкам в левой руке с последующим сжатием кисти левой руки - удар правой ложкой по разомкнутым в левой руке. Удар наносится по ложке расположенной к себе. П. н. - удар правой ногой в пол Л. н. - удар левой ногой в пол. Удар с поворотом рук и корпуса влево. Удар с поворотом рук и корпуса вправо - движение рук с ударами по кругу

2-ой способ. Игра на 2-х ложках Технические возможности этого способа очень велики. Здесь используется наибольшее разнообразие игровых приёмов, много движений рук, ног, корпуса. Игра этим способом наиболее сложна, но и наиболее интересна и сегодня является самой популярной среди исполнителей на ложках.

Приёмы игры на 2-х ложках. Удар (хлопок, хлопушка, большое тремоло, малое тремоло, скольжение, большая дробь, малая дробь. Хлопок является простейшим из всех приёмов. Выполняется он ударом парой ложек находящихся в правой руке о ладонь, колено и другие точки корпуса исполнителя, удар о колено, удар по ладони левой руки (ладонь обращена вверх); удар под ладонь левой руки (ладонь обращена вниз); удар о правую сторону груди; удар о левую сторону груди; большая дробь – горизонтальный удар о левую ладонь и оба колена;малая дробь, исполняется о растопыренные пальцы левой руки; большое тремоло, ложки тремолируют между левым коленом и ладонью руки, ладонь обращена к ложкам; большое тремоло, ложки тремолируют между правым коленом и ладонью левой руки, ладонь обращена к ложкам; тремоло у левого плеча;тремоло у правого плеча; тремоло между ногами; малое тремоло, ложки тремолируют в пальцах кисти левой руки; удар под локоть левой руки; самый нижний удар о левую ступню; самый нижний удар о правую ступню.

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНСАМБЛЯ ЛОЖКАРЕЙ

2.1Диагностика развития чувства ритма у детей дошкольного

возраста

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего этапа стало определение начального уровня развития чувства ритма у детей.

Были поставлены следующие задачи:

определить компоненты, критерии, показатели уровня развития чувства ритма;

подобрать музыкальный материал;

провести диагностику;

проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

В своей работе мы опирались на методику диагностики чувства ритма О. П. Радыновой.

В процессе исследования детям были даны следующие диагностические задания:

1. Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Васи-лек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).

2. Придумать свой ритмический рисунок, прохлопать его в ладоши, затем повторить на разных шумовых инструментах.

3. «Веселые хлопки». Проиграть ритмический рисунок любимой песенки на каком-нибудь шумовом инструменте. (Вначале показывается образец исполнения, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания).

Оценка выполнения заданий осуществлялись по 3-х балльной шкале. Критерии оценки:

3 балла - точное выполнение ритмического рисунка с первого раза;

2 балла –выполнение с незначительными ошибками или правильное выполнение, но после подсказки или помощи педагога;

1 балл - невыполнение задания.

Результаты диагностики отражены в таблице 1.

Анализируя отдельно каждое задание, можно заметить, что наибольшее затруднение вызвало задание №2. С этим заданием смогли справиться на 3 балла всего три ребенка. Основные трудности: невнимательное вслушивание в ритм во время его демонстрации. Следует отметить, что, в целом, дети с удовольствием выполняли задания, они были эмоциональны, увлечены игрой, высказывали желание продолжить занятия.

2.2 Методы и приемы работы по развитию чувства ритма посредством игры на ложках

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы яви-лась апробация методики развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через игру на деревянных ложках.

Для достижения поставленной цели нам было необходимо решить следующие задачи:

- уточнить методику развития чувства ритма у детей экспериментальной группы;

- на основе методики составить систему занятий по развитию чувства ритма через игру на деревянных ложках.

Нами был составлен календарно-тематический план (приложение 1)

Групповые занятия с ансамблем проводились 2 раза в неделю по 30 минут, индивидуальные – по мере необходимости в свободное от занятий время.

Работа строилась по этапам. 1 этап – подготовительный, его задача – на основе имеющегося музыкального опыта познакомить детей с простейшими приемами звукоизвлечения на ложках. В начале работы мы провели организационное занятие, на котором рассказали ребятам об истории ложек, о их разнообразии (разные по размеру, форме, материалу, назначении); показали, как звучат ложки в сольном варианте и в ансамбле (с помощью видеозаписи); познакомили с простейшими приемами игры – «Маятник», «Мячики»; вместе с ребятами попробовали исполнить на ложках знакомые попевки: «Андрей-воробей», «Петушок», «Дождик». В конце занятия вместе с детьми мы придумали название нашему ансамблю – «Лазурики».

Для наработки навыков действий с ложками на следующих занятиях мы начали применять пальчиковые игры «Домик», «Моя семья», «Лес, водоем, луг, парк», «Это я» (приложение 5, игры-упражнения с палочками «Зайка», «Дождь», «Наши палочки», «Часики» (приложение 4). Эти игры не только помогали детям развивать моторику рук, но и способствовали развитию чувства ритма. Дети с удовольствием играли в игры: «Моя семья», «Это я».

На одном из занятий мы «посетили» виртуальный музей «Ложка точеная, ложка золоченая», где ребята увидели ложки расписанные в разных стилях: хохломские, гжель, ложки-матрешки и другие; а, также, они нарисовали свои варианты росписи ложек.

2 этап – основной, направлен на знакомство с новыми приемами игры на ложках и их освоение, развитие музыкального слуха и чувства ритма, развитие координации движений, а, так же, на обучение игре в ансамбле.

В процессе занятий ребята освоили такие приемы игры на ложках как «Маятник», «Трещотка». «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном; «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

Большинство ребят с первого раза осваивали условия игры и хорошо с ними справлялись, но были и такие кому требовалось больше времени на освоение. С такими ребятами проводились дополнительно индивидуальные занятия.

3 этап работы - закрепление. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.

На этом этапе обращала внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использовала такой прием: Мы показали детям видеоролик с их исполнением, детям была дана возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся.

Мы использовали следующий музыкальный репертуар: «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу», «Светит месяц».

Заключительным мероприятием формирующего этапа стало выступление на родительском собрании нашего ансамбля «Лазурики».

Таким образом, игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, развивает музыкальные способности, чувство ритма и творческую инициативу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче. Они лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Возможно, кто-то из ребят захочет поступить в музыкальную школу, чтобы продолжить свою музыкально-исполнительскую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы изучили суть понятий «ритм» и «чувство ритма». Опираясь на определения Б. М. Теплова и К. Орфа пришли к выводу, что в основе ритмического чувства лежит эмоциональное переживание музыки, которое имеет моторно-двигательную природу, и связанно с движением, танцами и игрой на инструментах.

Мы рассмотрели методику обучения дошкольников игре на ложках и определили наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию чувства ритма у детей.

Уделяя большое внимание развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Участие в ансамбле ложкарей как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

В нашем исследовании мы изучили особенности организации и содержание работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, выявили наиболее эффективные методы работы в данном направлении и проверили их на практике.

Мы выяснили, что чувство ритма у детей в процессе работы ансамбля ложкарей развивается более активно, если:

• работа в данном направлении ведется целенаправленно и систематически;

• педагог владеет методикой развития чувства ритма;

• учитываются возрастные особенности детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Концепция дополнительного образования в Российской Федерации № 1726 от 4 сентября 2014г.

2 Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.

3 Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание. Революция - искусство - дети / Н. Г. Александрова. - М. : Просвещение, 1968. – 312с.

4 Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973. – 178 с.

5 Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в дет-ском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. колледжей / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 276с.

6 Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.

7 Гончарва О. В., Теория и методика музыкального воспитания /О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – М. : Издательский центр: Академия, 2014.- 254с.

8 Дополнительная общеобразовательная программа «Ансамбль ложкарей»/Лялькина М. А. /https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ansambl-lozhkarey-1547856.html

9 Жак-Далькроз Э. Ритм – М. : Классика-, 2006. – 512 с.

10 Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей/ учеб. пособие. М. : Сфера, 2009 – 160 с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе деятельности ансамбля ложкарей
Опубликовано: 20 июня 2020 в 20:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе деятельности ансамбля ложкарей» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД