Влада Синкевич
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство ритма является одной из главных музыкальных
способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и
эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие
выразительности музыки.
7
Ритмическая способность занимает особое место в развитии
ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается
ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование
Темочки:
разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями :
ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом
выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются,
он умолкает.
Развитие музыкально – ритмического чувства является
неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать
желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной
деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально – ритмических
движениях, игре на музыкальных инструментах.
Значение развития музыкально – ритмического чувства в
музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и
обогащает эмоциональный мир детей;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство
коллективизма.
Музыкально – ритмическое чувство – это такая музыкальная
способность, без которой практически невозможно никакая музыкальная
деятельность, будь это пение, игра на инструменте, восприятии и сочинение
музыки.
Методическое значение развития музыкально – ритмического
чувства детей состоит в том, что оно дает им основу для формирования
музыкального вкуса, интересов, потребностей, а главное закладывают
фундамент музыкальной культуры, которая тесно взаимодействует с общей
духовной культурой.
Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным
случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном
ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца,
8
дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по
отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.
Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого
чувства музыкального ритма, которое присуще большинству людей и
является одной из основных музыкальных способностей. В то же время эта
способность плохо поддается воспитанию. Ритмическая способность
занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях
лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородного слогов,
затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с
ритмическими движениями : ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает.
Стучит игрушкой. При этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как
только движения прекращаются, он умолкает. Умение правильно
воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному
воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры.
Ускоряет развитие других лингвистических способностей (например,
словообразования)
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего
возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях
и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой
моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.
Выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма
ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на
музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по изобразительной
деятельности, ручного труда, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных,
дидактических игр и игр-драматизаций.
Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка –
гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам
искусств – поэзии, танцу