Надежда Красикова
Развитие алгоритмических навыков у дошкольников посредством использования игровых полей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время активно развивается такое направление, как STEM-образование. Дети не просто знакомятся с новыми направлениями развития точных наук и инженерии, а учится реализовывать изученное на практике. Реализация STEM-технологии послужила толчком к разработке авторского игрового пособия - настольные и напольные коврики.
Публикация «Развитие алгоритмических навыков у дошкольников посредством использования игровых полей» размещена в разделах
Коврики представляют собой прямоугольники из плотной ткани (нижний слой, с закрепленной сверху прозрачной пленкой. Поле ковриков разделено на 24 кармашка. Для игры с ковриками изготовлены карточки разных размеров (для напольного и настольного) по образовательным областям. Коврики предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а также для воспитанников с ОВЗ.
Для игры создан набор карточек по ознакомлению с окружающим миром, основам безопасности, ФЭМП, речевому развитию.
Например, в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с дикими и домашними животными) в нижней ряд кармашек вставляется картинкой вверх карточки с изображением животных. Остальные карточки с ответами на вопросы: «Кто где живет?», «Кто его детеныш?» перевернуты изображением вниз.
В начале игры на напольном коврике ребенку отгадывает загадку о животном и становится на кармашек с отгадкой. Далее ребенку предлагается алгоритм последующего движения по полю на карточке. Алгоритм помогает найти ответ на предложенный вопрос, например, вопрос: «Где живет медведь?» Ребенок проходит по полю и находит ответ на вопрос в кармашке.
В процессе игры дети закрепляют знания о животных и совершенствуют навык ориентировки в пространстве. Кроме того, с помощью игрового коврика дети совершенствуют знания состава числа, умение решать простые примеры на сложение и вычитание. Как правило, алгоритм прописывает педагог, а вопросы поступают от детей по разным темам. Дети выбирают сами темы, которые им интересны. Во втором полугодии воспитанники подготовительной группы могут уже самостоятельно составлять алгоритмы и раскладывать карточки по кармашкам.
Игровое поле может быть использовано и в процессе ознакомления дошкольников с правилами безопасности и здорового образа жизни. Это могут быть карточки с видами транспорта, вредными и полезными продуктами, правилами поведения дома и на улице, правилами дорожного движения.
Для реализации области «Речевое развитие» создаются карточки на закрепление в игровой форме мягких и твердых звуков, гласных и согласных, составление пословиц по картинкам и т. д.
Когда дети играют с помощью напольного коврика, они шагают по кармашкам согласно алгоритму. Для настольного коврика используется какая-либо фишка, которую ребенок перемещает по кармашкам согласно алгоритму. Данные коврики активно используются в организации свободной игровой деятельности по выбору в студии «Интерактивная мастерская» с программируемыми мини-роботами Bee-Bot «Умная пчела».
В процессе использования в игре представленного авторского пособия воспитанники тренируются в логическом конструировании алгоритмов, развивают мышление и инженерные способности. Для воспитанников с ОВЗ такая игровая деятельность помогает включиться в коммуникативную деятельность, снимает эмоциональное напряжение, поддерживает необходимость визуализации процесса.