Елена Шиловская
Развитие активной речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития активной речи детей раннего возраста на сегодняшний день является актуальной. Это период сензитивности детей от 1 года 3 лет к формированию речи и интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по формированию речевой активности детей, стимулировать ее. [2, с. 5] Существенную роль в процессе развития речи выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Дети раннего возраста обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. [1, с. 87]
Публикация «Развитие активной речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. В. Новоторцева, О. С. Ушакова и др. считают, что первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песенок, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. С помощью них решаются практически все задачи развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. [1, с. 93]
Целью нашей работы стало: развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм. Перед собой мы поставили следующие задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
-разработать перспективный план по развитию активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм;
-обновить уголок по речевому воспитанию;
-организовать работу с родителями по данному направлению.
На основании исследований А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. можно сделать следующие выводы: малые фольклорные формы являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития; посредством малых форм фольклора, у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. [1, с. 105]
Мы выделили два направления по развитию активной речи у детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм :
- использование фольклора в образовательной деятельности по развитию активной речи;
- использование фольклорных произведений в режимных моментах.
Образовательную деятельность строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладывали усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Например, при чтении потешек «К нам пришла собачка», «Наши уточки.», «Мы купили кошке.», побуждали их к подражанию крика птиц, животных. Спрашивали, как лает собачка? (крякает уточка) Предлагали малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, напоить цыплят из ведёрочек. Дети активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении произведений использовали все средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, рассказывали эмоционально.
При знакомстве с малыми фольклорными жанрами использовали наглядные материалы (иллюстрации, маски, различные виды театра, игрушки и др.). Детям показывали иллюстрации (предмет, игрушку, например кота, они рассматривали его, отмечали какие у котика усы, глаза, зубки, и т. д. Затем читали потешку «Как у нашего кота.». Сначала дети прислушивались, а потом охотно подговаривали весёлое стихотворение. В процессе многократных повторений запоминали отдельные слова, фразы. Проводились совместные игры («На прогулку в лес», «Зима холодная», «Таня и Айболит» и др., сопровождаемые прибаутками и движениями, которые выполняли все малыши одновременно. Особенно детям нравилось, когда мы инсценировали произведение с помощью игрушек. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводили в движение именно часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» петушок как бы встрепенулся, и «подавал голос» (петушок кукарекал, пел). Этот приём помогал понять смысл прочитанной строчки.
Усвоенный фольклорный материал использовали в игровой деятельности и в режимных моментах. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводя в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривали: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку». Напевая колыбельную, дети подпевали и делали имитационные движения: баюкали, сложив руки на груди, в дальнейшем сами убаюкивали своих кукол, напевали им колыбельные прогулей, серого волка и др.
Использовали малые фольклорные формы во время умывания, например «Чистая водичка, моет Ане личико», «Кошка моется», «Искупаем малыша» и др. Ритмичные слова вызывали у ребят радость, они с удовольствием подставляли руки под струю воды, самостоятельно умывались. Использовали потешки в процессе кормления («В печи калачи», «Варись, варись кашка», «Горячая каша» и др.). Чтобы вызвать у детей желание есть, произносили: «Ванечка, Ванюшка, кашку всю ты скушай».
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы проговаривали веселые стихотворения: «Вот они - сапожки», «Научу обуваться и братца», «Шило солнышко рубашку» и др. На прогулке использовали фольклорные игры-забавы, например «Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок» и др., направленные на развитие моторных навыков и на положительный эмоциональный настрой.
Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. Приобретены дидактические игры для развития активной речи детей «Одень куклу по сезону», «Кто как кричит?», «Расскажи сказку» и др., изготовили такие игры как «Кто, где живет», «Веселые зверята» и др., которые активно использовали на занятиях и свободной речевой деятельности. Оформлена картотека фольклорных произведений. В группе создан театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный.
Важно участие родителей в данной работе. Поэтому мы рассказывали родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провели консультацию «Как использовать произведения русского народного творчества дома», родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей». Для родителей выпусти буклеты «Потешки в повседневной жизни», «Для плачущего ребенка», оформили папку –передвижку «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Привлекли родителей принять участие в акции «Мамы детям о добре», в ходе которой на диск были записаны прочтенные ими фольклорные произведения. В дальнейшем использовали эти материалы в режимных моментах, что способствовало положительному эмоциональному настрою детей.
Анализ результатов мониторинга свидетельствует о положительной динамике в развитии активной речи детей. Малыши называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют полными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, отвечают на вопросы при общении со взрослым и детьми, что говорит о важности использования произведений народного творчества.
Список литературы
1. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»,
1957. – 240с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. ; Мозайка-Синтез, 1999. – 272с.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А. К. - М., Просвящение, 1974. – 96с.
4. Бородич А. М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981г. – 256с.
5. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд. 3-е. М. ; «Просвещение», 1972. – 76с.