Ирина Харченко
Разработка здоровьесберегающих и оздоровительных педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе дошкольные учреждения разнообразят, формы и методы работы с учётом лечебно - профилактических и оздоровительно – развивающих мероприятий.
Однако в стремлении к новациям не всегда учитывается психофизиологическое развитие детей дошкольников, не соблюдается грань между интенсивностью оздоровительной работы и требованиями к допустимой нагрузке.
Публикация «Разработка здоровьесберегающих и оздоровительных педагогических технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Не секрет, что в современной школе увеличилось число неуспевающих учеников среди младших школьников и почти половина из них - отстаёт в психофизическом развитии. Причин тому - несколько. Одна из них - стремление родителей к раннему обучению детей чтению, письму, языку и т. д. без учёта их индивидуальных особенностей, возможностей, состояния здоровья.
В какой - то мере это оправдано современными требованиями начальной школы - охотнее принимаются дети, которые к 6 - 7 годам уже умеют читать, писать, считать, они изначально ориентированы на ускоренное, опережающее обучение.
Итак, родители вынуждены перед школой в прямом смысле «натаскивать» детей, перегружая их неокрепший мозг, как правило, лишней информацией. В итоге - количество детей в среднем звене школы не только не увеличивается, а напротив - учащаются случаи, когда дети «выпадают» из учебного процесса. То есть проявляется школьная дезадаптация.
Материалы двухлетней экспериментальной работы нашего учреждения направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, результативны. О результативности свидетельствует положительная динамика состояния здоровья детей.
А чтобы избежать школьной дезадаптации детей, на третьем этапе эксперимента детский сад начал углубленную работу по преемственности детского сада и школы в реализации задач по:
1. Определению показателей здоровья.
2. Разработке показателей форсированности необходимых обучению в школе личностных качеств.
3. Определение показателей информационно - операционной сферы и художественно - эстетического развития детей.
4. Создание единой системы диагностических методик.
5. Единство сопровождения развития детей вобразовательном процессе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения - является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Эта задача была поставлена перед коллективом школы и детского сада «Колосок», из которого в школу поступают все первоклассники.
В целях наиболее эффективного решения этой проблемы методическое объединение учителей начальных классов и педагогов детского сада рассмотрело и обсудило тему обеспечения преемственности в обучении на этапе детский сад и начальная школа.
Эта тема позволила нам более детально изучить и апробировать игровые технологии, которые целесообразно использовать на первых этапах обучения в начальной школе. Игра является основным видом деятельности дошкольников, но для первоклассников она остаётся весьма значимой и актуальной, поэтому и в первом классе сопровождает учебный процесс. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей к школьному обучению, то есть более быстрому привыканию ребёнка к роли ученика.
Несмотря на то, что задачи данного этапа как бы кардинально меняли вектор экспериментальной работы на воспитательную работу, цель исследования оставалась неизменной.
Одной из главных задач педагогических коллективов является сохранение здоровья детей.
Для этого в сентябре 2006 года участниками экспериментальной группы детского сада и специалистами начальной школы проведено обследование физического и психического здоровья детей, а также сделан анализ результатов педагогического обследования детей.
(Анализ результатов обследования детей)
Обследование физического состояния здоровья детей проводилось по методике классического медицинского осмотра, психического здоровья - по показателям активности и успешности детей в контактах. Педагогическое обследование проводилось только по основным видам деятельности: игровой, двигательной, познавательной,
речевой, изобразительной.
Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
1. Методическая работа, когда в школе и детском саду в течение года проводились семинары - практикумы, «круглые столы», совместные МО для педагогов. Были организованы взаимопосещения уроков в первых классах и подготовительных группах детского сада.
Педагоги школы и детского сада имели возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность. На совместных заседаниях методических объединений шел полезный разговор о творческом развитии каждого ребёнка, о том, как найти «ключик» к каждому, опираясь на его предыдущий жизненный опыт. Очередная такая встреча давала возможность учителям и воспитателям совершенствовать методы обучения и улучшить качество своей работы.
2. Работа с родителями. В течение года учителя будущих первоклассников посещали родительские собрания в детском саду, проводили беседы о подготовке детей к школе.
Кроме этого, родители получали консультации психологов и учителей, проводилась совместная работа преподавателей и воспитателей с «трудными семьями».
3. Работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой были экскурсии в школу, совместные мероприятия, спортивные праздники, конкурсы, выставки детских работ.
С сентября 2006 года по февраль 2007 года проводилось два вида эксперимента:
1. промежуточный контрольный и
2. констатирующий.
В контрольном эксперименте педагоги экспериментальной группы провели очередное обследование детей по всем ранее разработанным критериям и направлениям. Это показатели физического и психологического здоровья детей и их достижения в развитии.
В процессе констатирующего эксперимента решались задачи оценки уровня воспитательной работы.
Целью промежуточного эксперимента было: определить динамику в состоянии здоровья и в развитии детей экспериментальной группы.
(Схема физического развития)
Как видно из результатов сравнительных таблиц в состоянии здоровья детей наблюдается положительная динамика, в течение года двое детей получили более качественную группу здоровья, два ребёнка выписаны из группы диспансерных детей. Эти результаты свидетельствуют о том, что в условиях эксперимента дети физически положительно себя чувствуют и их здоровье укрепляется.
Анализ результатов психологического здоровья свидетельствует о том, что количество детей успешных растёт - их 15, уменьшилось количество в группе активных, но неуспешных детей - их 3 и в группе неактивных и неуспешных - 2 человека. Хотелось, чтобы динамика в улучшении психологического здоровья развивалась быстрее и есть надежда, что активная работа педагогов, направленная на воспитательную деятельность будет этому способствовать.
Анализ результатов педагогического обследования даёт возможность сделать вывод о наличии общих достижений в показателях развития детей.
Так на этапе первого контрольного эксперимента активных и успешных детей в разных видах деятельности было 29, а стало 39, неактивных, но успешных соответственно 27 и 36.
Поскольку увеличение наблюдается в положительных показателях, это можно фиксировать, как успешное продвижение детей в развитии.
В группе неактивных и неуспешных детей остались считанные единицы - их 2. Эти дети требуют, особого внимания к себе и активная дифференцированная педагогическая поддержка в отношении этих детей остаётся актуальной.
Таким образом, подводя экспериментальной работы можно сказать, что о её результативности свидетельствуют и общие показатели детского сада:
1. Материально - техническая база улучшена на 350 тыс. руб. ;
2. Охват детей услугами ДОУ составил 92%;
3. Посещаемость детей в 2006 году составляет 81% это на 2% выше, чем в 2005 году;
4. Количество случаев заболевания в 2006 году составило 139, что на 2 случая меньше, чем в 2005 году;
5. По болезни одним ребёнком пропущено 4,3 дня в год, это на 0,3 дня меньше, чем в 2005 году.
Наряду с этим на наш взгляд на следующем этапе экспериментальной деятельности необходимо решать задачи:
1. Осуществить дальнейшую проверку объективности организации адаптационной группы в рамках осуществления преемственности между СОШ и ДОУ.
2. Определить основные контрольные критерии результатов воспитательно - образовательной работы в процессе эксперимента.
3. Разработать условия и методы изучения и формирования положительных взаимоотношений детей.