МААМ-картинки

Разработка занятия «Плетение поясов — шнуров»

Юлия Офицерова
Разработка занятия «Плетение поясов — шнуров»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ :

Познакомить детей с новым видом рукоделия плетением поясов – шнуров.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :

1. Сформировать знания о поясе, выявить значение пояса в традиционном костюме терских казаков.

2. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3. Воспитывать терпение и аккуратность.

4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Публикация «Разработка занятия „Плетение поясов — шнуров“» размещена в разделах

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: плотный картон, карандаш, ножницы, линейка, пряжа трех цветов.

Подготовка: необходимо сделать "мини-станок" в виде цветка, с помощью которого мы будем плести. Из картона вырезаем круг диаметром 10 см, делим его на 8 равных частей, каждую часть закругляем в виде лепестка и делаем в центре небольшое отверстие.

Между лепестками делаем небольшие прорези 0,5-1см

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Фотографии плетёных поясов.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о одной части костюма терских казаков- поясе.

Народный костюм создавался с учётом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Верхнюю одежду не застёгивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог её надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребёнка.

Казаки считали пояс символом собранности и защиты. И, конечно же, пояс являются неотъемлемой частью казачьего костюма: повседневного, праздничного, ритуального. Самые разнообразные узорные пояса носили в будни и праздничные дни взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более.

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

В старину ценились домовитые и умелые женщины. Основная роль женщины состояла в том, чтобы накормить свою семью и одеть её. «Непряхи и неткахи», то есть не умелые невесты, не пользовались спросом у славянских мужчин.

Хозяйка должна была умело вести свой дом. Особенно был трудоёмкий процесс по изготовлению одежды для всей семьи. Всё лето семья добывала волокно (выращивали лён, ухаживали за овцами и козами). Осенью с первым снегом женщины начинали обрабатывать волокно: мяли, чесали, трепали, а после начинали прясть с помощью прялки и веретена. В течение всей зимы ткали ткань на станке. А к весне отбеливали и красили ткани. Начинались оттепели – опять забота, начиналась пора шить обновы для всей семьи. Конечно, одна хозяйка со всем этим объёмом работ не справилась бы, в семье трудились и стар, и мал, а особенными помощницами были дочери. С пяти лет девочка выполняла посильные работы, связанные с изготовлением одежды, а к 15 годам должна была иметь сундук с приданым и навыки по ведению хозяйства.

Земледельцы мужчины и женщины носили тканые пояса со знаками плодородия, которые должны были придать силы в работе, здоровье, магическую силу роста урожаю. Воины носили кожаные пояса, украшены они были металлическими накладками – оберегами, Металл и кожа, считалось, придавали воину неуязвимость от врага и силу против зла потустороннего мира.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Посей день негативное значение имеют слова: «распоясаться, поясничать и т. д.».

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т. д.

Поясом связывали первый сноп урожая.

В казачьей традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоравливающим и оплодотворяющим свойствами.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами. Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к казачьему костюму, как женскому, так и мужскому.

Ребята! Сегодня на занятии я познакомлю вас с плетением круглого шнура на основе 7 нитей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

ПЛЕТЕНИЕ 7-ми ЦВЕТНОГО ПОЯСА- ШНУРА ИЗ 7-ми НИТЕЙ.

Семь нитей (3 одного цвета, 2-другого) длиной 30-40см (готовое изделие уменьшится в длине примерно в 1,5 раза) завязываем узелком

Нити продеваем в отверстие в цветке так, чтобы узелок оказался с изнаночной стороны.

Смотрите внимательно, как я буду переплетать ниточки.

Левой рукой держите цветок так, чтобы свободная прорезь смотрела на вас, а правой- возьмите третью справа от вас нить и вставьте ее в свободную прорезь, как показано на схеме. Поверните цветок свободной прорезью к себе и начните все сначала.

Постепенно с изнаночной стороны будет "расти" поясок, его необходимо периодически подтягивать, дергая за узелок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ножки - топ, топ, топ. Топаем ногами.

Ручки - хлоп, хлоп, хлоп. Хлопаем руками.

Зайка – прыг, прыг, прыг. Изображаем прыгающего зайца.

Ёжик – шмыг, шмыг, шмыг. Потираем нос.

Ручки – выше, выше, выше. Поднимаем руки вверх и тянемся.

Ротик – тише, тише, тише. Приставляем указательный палец ко рту и говорим шёпотом.

Мимо мышка пробежала - Садимся на корточки,

Никого не увидала. Закрываем лицо руками.

А теперь попробуйте сами.

В ходе выполнения задания воспитатель контролирует процесс, помогает детям.

Когда нитки станут короткими, вытащите их из прорезей и из самого цветка.

Завяжите на конце узелок и подрежьте нитки. Поясок готов! Можете повязать себе на талию.

Посмотрите, какие красивые пояса у нас получились – яркие, красочные, разноцветные!

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Зимушка-зима» Методическая разработка на тему " Зимушка- зим" Цели: - расширить и закрепить словарь по теме «Зима»; - учить чувствовать, понимать образный.

Методическая разработка занятия «Рождество Христово» Методическая разработка: «Рождество Христово». Задачи приоритетной образовательной области: Духовно-нравственное воспитание в детском.

Методическая разработка занятия-квеста «Тайны зимы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Плетение чайника и кружки из бумажной лозы (газеты, бумаги)Плетение чайника и кружки из бумажной лозы (газеты, бумаги) Плетение из газетных трубочек — очень популярное занятие, и это неудивительно: что-то должно было прийти на смену традиционному плетению.

Разработка логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» Открытое логопедическое занятие на тему «Дифференция р-л» Цель:научить дифференцировать звуки [Р] и [Л] в устной речи и буквы Рр И Лл в.

Разработка занятия по бумагопластике «Водяная лилия» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы г. Белорецк МР Белорецкий район Республики Башкортостан.

Презентация «Технология проектной деятельности. Творческий проект «Плетение из газетных трубочек» Педагогическая технология стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная,.

Презентация «Технология проведения мастер-класса на тему «Плетение из газетных трубочек техникой квиллинга» К вашему вниманию хотела бы продемонстрировать вам один из вариантов технологии проведения мастер – класса на примере :«Плетение из газетных.

Творческий проект «Плетение из газетных трубочек «Кот» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лутна Творческий проект Кот Автор: Сеник Виктория,.

Конспект занятия по логоритмике. Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны» Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны». (старший возраст, ЗПР, ОНР) Взаимосвязь специалистов Воспитатель.

Автор публикации:
Разработка занятия «Плетение поясов — шнуров»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 18:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка занятия «Плетение поясов — шнуров»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Офицерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД