Антонина Полуектова
Методическая разработка занятия-квеста «Тайны зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия-квеста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»
Кустовое методическое объединение
воспитателей групп компенсирующей направленности
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Образовательный квест «Тайны Зимы».
Конспект совместной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
Составители: воспитатели
высшей квалификационной категории
Полуектова Антонина Дмитриевна
Санкт-Петербург-Пушкин
Публикация «Методическая разработка занятия-квеста „Тайны зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
2018
Цель: Довести до понимания детей, что у каждого времени года есть свои особенности, «тайны». Вызвать желание разгадать их путем познавательной и речевой активности.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать и расширять представления детей о зиме как времени года, систематизировать знания об особенностях природы зимой, учить анализировать, делать выводы.
Развивающие:
1. Создавать условия для самовыражения в составлении синквейнов, загадок о зимних явлениях природы, рисовании на зеркале явлений зимней природы.
2. Упражнять в употреблении антонимов, подборе слов-признаков, слов-действий для обозначения явления зимы.
3. Закрепить понятие о подборе родственных слов, составлении «семейки слов».
4. Развивать доказательную речь.
5. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность, умение договариваться, слушать друг друга.
Педагогические технологии:
1. Элементы технологии критического мышления: толстые и тонкие вопросы, синквейн.
2. Технология ТРИЗ: «Хорошо или плохо?», «Составление загадок с противоречиями».
3. Мнемотехника.
4. Элементы технологии Карла Орфа: работа с ритмом.
5. Лэпбук.
6. Здоровьесберегающие технологии.
Материалы и оборудование:
Лэпбук «Тайны зимы»; карточки с изображением зимних примет: снежинка, сосулька, метель, снеговик, горка, лед, мороз, снежок; сказка о Вьюге; снежки из синтепона по количеству детей; музыкальные инструменты по количеству детей (молоточки, треугольник, бубен); мнемотаблицы по поговоркам о зиме, разделенные пополам для работы в парах; иллюстрации к сказкам «Снегурочка», «Мороз Иванович, «Два мороза»; белая краска, щетинистые кисти, настенное зеркало в музыкальном зале.
Дети входят в зал под хоровод "Зимушка" (р. н. песня в обработке)
В. Здравствуйте, гости дорогие! У нас за окном – зима. У каждого времени года есть свои секреты и тайны. Сегодня мы пригласили в гости Зимушку, попросим рассказать ее о своих тайнах.
Входит Зима (дети стоят в центре зала) Читает стихи:
З. По полям и по лесам
Я спешила в гости к вам.
По дорогам, по тропинкам
Уложила я снежинки,
Соткала из них узор
От морей до самых гор.
Вокруг снег лежит,
Да мороз трещит.
В. Гуляет русская зима,
Останови ее, попробуй,
Махнет рукой - бела земля,
Махнет другой - растут сугробы.
З. В подарок я принесла вам книгу, где собраны тайны зимы. Ой, посмотрите, у меня случилась беда! Проказница Вьюга разбросала мои волшебные картинки. Что делать?
В. А что же там было?
З. Эти картинки расскажут вам о тайнах зимы!
В. Дети, давайте поможем Зимушке собрать картинки!
З. Тогда в путь!
По тропинке мы пойдём
И картинки мы найдём!
В. Здесь какие-то картинки.
З. Это картинки с изображением моих зимних друзей и подружек, но и здесь Вьюга постаралась, уничтожила все рисунки.
В. Дети, по этим рисункам мы можем составить синквейны, которые помогут нам рассказать о многих друзьях Зимушки.
Задание № 1. Составление синквейнов.
Дети составляют синквейны на слова:, Зимушка хвалит.
З. Молодцы, дети, оживили картинки и узнали первую тайну Зимы : ее друзья, которые сопровождают ее на все протяжении!
В. Идём дальше. Посмотрите, там что-то лежит! (Посылаю ребёнка за зеркалом) Это ваше зеркало?
З. Да, моё. Там необычная сказка, прочитайте её.
Воспитатель читает сказку о Вьюге (см. приложение).
В сказке задание № 2: подобрать по смыслу слова-антонимы.
Зимушка дарит для лэпбука зеркало.
З. Дорогие гости, как вы думаете, зима – хорошее время года или плохое? (гости озвучивают разные мнения).
В. Ребята, а вы как думаете? (дети отвечают) Чем хороша зима? Чем плоха?
Задание № 3 (используется прием ТРИЗ - выявление противоречий).
З. Вы справились с этим заданием! Это задание помогло узнать вторую тайну : в каждом предмете или явлении есть и хорошее и плохое.
З. Ребята, одна из моих забав – игры в снежки. Хорошее это занятие или плохое? (дети отвечают)
З. Давайте сыграем в игру со снежками. Проводится подвижная игра «Снежки».
В. Зимушка, а ты умеешь отгадывать загадки?
З. Да.
В. Дети, давайте загадаем Зимушке загадки!
З. Кому снежок упадет,
Тот загадку начнет!
Задание № 4. Дети загадывают загадки (используется прием ТРИЗ)
З. Я вам тоже загадку загадаю. Послушайте:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой.
А в санях сидит царица
Белолица, круглолица,
Как взмахнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
В. Дети, о какой царице говориться в загадке? А что за тройка скакунов прилетела? (зимние месяцы) Назовите их!
В. Что ж, мы узнали третью тайну : загадки можно загадывать о любом предмете.
З. Дети, в природе много разных звуков: скрип снега, стук дятла, завывание вьюги.
В. Зимушка, мы тоже приготовили тебе подарок!
Задание № 4. Зимняя сказка Т. Тютюнникова (озвучивание стихотворения музыкальными инструментами, проводит музыкальный руководитель.
В. А вот и четвертая тайна : зимой можно услышать много удивительных звуков.
З. Спасибо! Но в книге ещё остались пустые кармашки.
В. Значит в путь! Посмотрите, ещё что-то лежит, всё разбросано.
З. Это же мои пазлы! Поговорки о зиме. Надо найти пару, совместить и рассказать.
В. Начинайте, ребята. Найдите пару к своей.
Задание № 5. Дети парами выкладывают пазлы и рассказывают поговорки.
З. Спасибо, вы - молодцы! И это вам для игры (отдает пазлы).
З. Идем дальше! Ребята, это моя снежинка, и я с вами сейчас поиграю. Игра называется "Доскажи словечко", а передавать друг другу вы будете снежинку.
Задание № 6. «Семейка слов»
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю - снег
- С неба всё скользят пушинки, серебристые - снежинки
- На полянку, на лужок всё снижается - снежок
- Вот веселье для ребят, всё сильнее - снегопад
- Все бегут вперегонки, все хотят играть - в снежки
- Словно в белый пуховик нарядился - снеговик
- Рядом снежная фигурка, это девочка - снегурка
- Словно в сказке, как во сне землю всю украсил - снег
В. Какое слово чаще всего встречается, даже в составе других более длинных слов?
Дети: "Снег".
В. Это "семейка" слова «снег». Познакомьтесь с ней.
В. Еще одна тайна зимы : как много у нее слов с главным ее признаком – снегом.
При переходе к другому заданию Зимушка предлагает детям с ней поиграть в подвижную игру «Замри!».
З. Продолжаем путешествие, находим три картинки из сказок: "Снегурочка", "Мороз Иванович", "Два мороза"
В. Зимушка, это твои картинки?
З. Да, это мои сказки! А вы их узнаёте? (дети отвечают)
Задание № 7. «Объяснялки»
Сказка "Два мороза"
З. В сказке "Два мороза" Мороз Красный Нос сумел заморозить человека в теплой шубе, а человек без теплой одежды не замерз. Почему?
Дети высказывают свои предположения.
В. Главное в мороз надо двигаться. "Мороз невелик, да стоять не велит".
Сказка "Снегурочка" (р. н. ск.)
В. С приближением весны Снегурочка загрустила. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои предположения.
В. С наступлением весны приходит и тепло, а значит, Снегурочка растает.
Сказка «Мороз Иванович»
З. (Показывает картинку к сказке "Мороз Иванович") Машенька, увидев траву у Мороза Ивановича под снегом, рассердилась на него, назвала его злым. Права ли Маша?
Дети высказывают свои предположения.
В. Зимой природа и земля отдыхают, и под снегом ей тепло, как под одеялом.
"Одеяло бело, всю землю одело".
З. А вот еще одна тайна : под холодным снегом спят мирным сном и звери в норах, и земля на полях, и деревья в лесу, но они не мерзнут.
В. А наше путешествие подошло к концу. Все картинки мы нашли и узнали тайны Зимы. Давайте нарисуем зимние картинки, и у нас получится большая картина о зиме!
Задание № 8. Дети рисуют на зеркале белой краской.
В. Ребята, что вам понравилось сегодня на встрече с Зимой?