Любовь Шишкалиева
Урок по русскому языку в начальной школе «Корень. Однокоренные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цели:
1) формировать умение находить однокоренные слова от внешне сходных не однокоренных слов и форм слова, выделять в них корень;
2) развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения, способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов;
3) воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.
Публикация «Урок по русскому языку в начальной школе „Корень, Однокоренные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями.
Тип урока : урок изучения и закрепления знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Все начинается со школьного звонка –
Дорога к звездам, тайны океана.
Все это будет поздно или рано,
Все это будет впереди, ребята, а пока.
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
2. Мотивация
«Вы талантливые дети! Когда нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Сегодня на уроке я желаю вам убедиться в словах французского философа
Ж. Ж. Руссо.
- Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас и у гостей было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку.
• У меня хорошее настроение.
• Я буду, внимателен на уроке.
• Я буду терпеливым.
• Я успею сделать все.
- Откроем нашу работу пословицей, которую соберём из слов :
Терпение перетрут труд всё и
Терпенье и труд всё перетрут.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы учеников:…
3. Формулирование учащимися темы урока
Ребята, сейчас вы поможете мне сформулировать (обозначить) тему урока.
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на две группы. Какие группы у вас получились?
Садовый, горка, сад, горный, садовник, горняк, гора.
Работа в парах
У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?
Д: Садовый, сад, садовник
У: Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?
Д: Горка, горный, горняк, гора.
У: Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня мы будем учиться находить однокоренные слова, правильно писать однокоренные слова, будем учиться выделять в них корень и применять правило написания корня в однокоренных словах.
II. Каллиграфическая минутка.
эз, хз, хэ, зх
III. Словарная работа.
• В этом слове два слога. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный звук. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом на уроках, можно сказать - это ваше лицо. (тетрадь)
• Это слово состоит из трёх слогов. Это растение – символ России. (береза)
• В этом слове три слога. Это одушевлённый предмет. Первый слог состоит из одного гласного звука. Слово- синоним слову школьник. (ученик)
• В этом слове два слога, это неодушевлённый предмет, в нём вы храните ручки и карандаши. (пенал)
- Проверьте орфограммы, сравнивая свои подчёркнутые буквы с буквами на карточке.
- Разделите слова на слоги.
IV Физкультурная минутка для глаз:
Упражнения для глазных мышц:
Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните
А теперь взгляните вдаль (1, 2, 3, 4, 5)
А потом на парту (1, 2, 3, 4, 5)
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз.
Теперь вперед
Продолжаем наш урок.
V. Выявление знаний о корне, однокоренных словах.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем про однокоренные слова :
• Что такое однокоренные слова?
• Что такое корень слова?
• Как пишутся корни в однокоренных словах?
YI. Усвоение нового материала
- Послушайте сказку:
«Жил-был много лет назад корень «ход». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень и говорит : «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень «ход», и стал он расти. Сначала вырос один росток, потом второй, третий. Вот какое дерево получилось!»
(рисунок с изображением дерева) ход: Ходики, ходули, походка, переход, поход.
- Как можно назвать эти слова?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- А вы хотите вырастить своё дерево?
YII. Подберите и запишите однокоренные слова :
1-й ряд – с корнем «лес»,
2-й ряд – с корнем «гриб».
YIII Работа с книгой, стр. 71, упр. 21.
Родня ли гусеница гусю?
(Шутка)
VIII. Дифференцированная работа по карточкам.
1) Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
2) Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.
IX. Домашнее задание. стр. 71., упр. 22.
X. Рефлексия. Итог урока.
Благодарность за работу. (Дети награждаются фото мудрой совы).
- С каким настроением вы уходите с урока? Мордашки.
- Какое задание понравилось?
- Где было трудно?
- Вырастим «Дерево наших успехов».