Ольга Ковальчук
Разработка тематики консультаций для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка тематики консультаций для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Работу выполнила:
Ковальчук Ольга Ивановна,
воспитатель начальных классов ГБОУ школы- интерната №67
Пушкинского района г. Санкт- Петербург.
Введение
Публикация «Разработка тематики консультаций для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время, увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности инвалиды, – наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства. И для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование» в общеобразовательной среде. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Актуальность
В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Взаимная ответственность педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение в практике инклюзивного образования. Однако на современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка.
Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе
– это создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях.
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Этим и определяется необходимость привлечения родителей к участию в коррекционно-развивающей работе Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо для родителей всех детей, посещающих школу.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: здоровье – как жизненная ценность, игровая деятельность ребенка с ОВЗ, особенности речевого развития, повышение психолого-педагогических знаний родителей,
Формы работы с родителями : В работе с родителями существенную помощь могут оказать индивидуальные консультации и групповые консультации.
Групповые формы 1. Семинары-практикумы (с обсуждением конкретной темы); 2. Тематические родительские собрания (затрагивают вопросы коррекционных технологий) ; 3. Родительские тренинги (предназначены для более подготовленных родителей)
Индивидуальное консультирование предполагает :
• совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
• анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;
• индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развивающие игры и задания).
При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при определении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конкретного исполнителя (специалиста, ответственного за проведение мероприятий.
Широко известным видом взаимодействия являются родительские собрания, эффективность которых напрямую зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Выступающие врачи, психолог повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко определено, например, последняя пятница каждой четверти. Или, проводится день «открытых дверей» с обозначенной тематикой собрания, согласованной со всеми специалистами общеобразовательного учреждения, оповещается родителям.
Для родителей младших школьников собрания целесообразно проводить раз в четверть. Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки, и реально ими выполнимы. Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: здоровье – как жизненная ценность, игровая деятельность ребенка с ОВЗ, особенности речевого развития, повышение психолого-педагогических знаний родителей,
Ожидаемые результаты: 1. родители станут активными участниками образовательного процесса; 2. выстроятся доверительные отношения между педагогом и родителями; 3. повысится педагогическая грамотность семьи, взрослые в нужное время скорректируют свои отношения с ребёнком и смогут во всём ему помочь.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование, консультирование, включая юридическое.
Перспективное планирование консультационной работы с родителями
детей с ЗПР: составлены для родителей учащихся 1 А класса ГБОУ школы –
интерната №67 Пушкинского района г. Санкт- Петербург.
№ п/п Тема Сроки Форма работы Ответственный
1 Здоровье – как жизненная ценность. Адаптационный период первоклассников
1 четверть Беседа: «Плохая память ребенка. Как ее развить» Классный руководитель
Воспитатель
2 Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации. Подвижные игры в системе коррекционной работы 2 четверть Консультация : «Почему ребенку нужна игра?» Дефектолог
Учитель
Воспитатель
3 Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению.
3 четверть Консультация : «Роль родителей в развитии речи детей»
знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений Логопед
Учитель
4 Особенности психофизического развития ребенка младшего школьного возраста
Повышение психолого-педагогических знаний родителей 4 четверть Беседа : «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Психолог
5 Трудовое воспитание ребенка в семье.
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
День
«открытых дверей» Консультация : «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки) психолог,
воспитатель