Алина Абдулова
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями в музыкально-эстетическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации педагогам ДОУ по реализации технологии социального партнерства с родителями дошкольников, в форми-ровании музыкально-эстетического воспитания
Родители не всегда способны объективно оценить возможности своего ребёнка. Тогда педагогу приходится разъяснять, что каждый ребёнок индивидуален, у него могут быть особенности в развитии. Педагога в свою очередь может огорчать пассивность родителей к его рекомендациям.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальное развитие
- Темочки
Поэтому очень важно психолого-педагогическое просвещение родите-лей с целью повышения их педагогической культуры. Очень наглядны для этой цели совместные мастер-классы, участие в праздниках, конкурсах. Привлечение родителей (и других членов семьи) к образовательной работе детского сада очень важно для самих детей. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, дедушек и бабушек, ко-торые, оказывается, так много знают и так интересно говорят.
На мой взгляд, в аспекте взаимодействия родителей и ДОУ очень важна театрализованная деятельность. Эта область музыкального воспитания способствует развитию и накоплению эмоционально-чувственного опыта, как у детей, так и у их родителей. Кроме того, что родители готовы по-мочь при изготовлении декораций и создании костюмов, они часто являются соавторами текста, прекрасно справляются с исполнением ролей. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки к празднику, взрослые и дети лучше узнают друг друга.
Каждый год провожу совместные праздники:
«День матери», «8 Марта», где мамы, а также бабушки сами участвуют в соревнованиях, танцуют, поют. Не забываю о таком празднике, как «День защитников отечества», где папы детей тоже участвуют и т. д.
Для того что бы сотрудничество с родителями в целях оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении, проходила в правильной форме, необходимо учитывать следующие методические рекомендации : Говорить с родителями только о том, судить о чём вы не имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
Рекомендации родителям от музыкального руководителя :
Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо
инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.
Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность
вашего ребёнка.
Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
Водите ребёнка в театр, на концерты, особенно на те, в которых участвуют дети.
Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел дет-ские
музыкальные теле-и-радиопередачи.
Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.
Накапливайте детскую фонотеку.
По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте).
Предлагайте детям разнообразную музыку.
Отдайте ребёнка в музыкальный кружок или на занятия в музы-кальную школу (по возможности).
Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.
Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.
Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.
Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте в утренниках и на вечерах развлечений в детском саду.
Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музы-ки» вокруг нас (музыку природы).
После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Музыка как жизнь, а жизнь как музыка».
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. А именно этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.
Родители должны знать методы и приёмы, формы организации музы-кального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный интерес.
Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.
Детям 3-4 лет доступны небольшие по объёму песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися образами. Это песенки про жи-вотных, про самых близких – маму, бабушку, папу, дедушку, друзей.
Дети чувствуют настроение музыки о природе, окружающий мир игрушек, понятные им явления действительности. В этом возрасте дошкольники способны различать регистры, тембровую окраску двух-трёх инструментов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание музыки
• Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочислен-ные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как В. Моцарт, А. Вивальди, Л. Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении ма-лыша, то пища усваивается намного лучше!
• Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выражен-ных ударных партий, так как они способны зомбирующе действо-вать на психику.
• Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ре-бенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в буду-щем.
• Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию — если ребенок выражает недовольство, смените пес-ню. Музыка должна вызывать у малышей ощущение комфорта!
• При подборе музыкальных произведений для малышей нужно учи-тывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать мед-ленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбель-ным.
• Прослушивание музыки у детей до 3 — х лет должно занимать не более часа в сутки — например 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 — х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывай-те ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
• Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни. Будьте искренними и любите то что делаете. Ребёнок должен чув-ствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни.
Очень часто родители уверены, что их детям «медведь наступил на ухо», так как в семье никто не музицировал: не играл на скрипке и не стал знаменитым оперным певцом. На самом деле такие родители путают след-ствие и причину. Специалистами давно установлено, что роль наследственности в развитии музыкальных данных не так велика, как принято об этом думать. А вот роль окружающей среды и прилагаемых педагогических усилий значительна.
Ребёнок музыкантов зачастую обладает развитым музыкальным слухом и чувством ритма, вовсе не потому, что его бабушка была профессиональной оперной певицей. Просто он с рождения (и даже до своего появления на свет) постоянно слышит музыку, она становится для него чем-то вроде второго языка, и соответственно, музыкальные способности у него развиваются гораздо раньше и эффективнее.
• Пойте чаще (не читайте текст песен, а именно ПОЙТЕ) старайтесь не пропускать ни одного дня.
• Пойте негромко.
• Чередуйте пение с аккомпанементом и пением без музыкального со-провождения. Используйте детские музыкальные инструменты.
• Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни — ожив-ленно.
Возрастные особенности, динамика развития ребенка в музыкальной дея-тельности.
Дети 4-го года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на веселые и подвижные музыкальные произведения. У детей 3-4 лет только начинают формироваться различные виды музыкальной деятельности. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3-х до 4-х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.
Движение под музыку доставляет детям большую радость. Однако возрастные особенности строения тела малышей (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и руки, а также особенности психических процессов (преобладание возбуждения над торможением, непроизвольность внимания, памяти, незрелая координация и др.) приводят к тому, что движения малышей еще недостаточно точные и ловкие, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнении еще невелик, и движения носят, как правило, игровой характер.
Дети четвертого года жизни склонны к подражанию, поэтому взрослый должен вовлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическим движениями в игровой форме.
Дети 5-го года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже появились свои предпочтения в репертуаре, способах самовыражении.
Диапазон голоса у четырехлеток невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста все еще есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны – у них еще не сформирована координация движений, что прояв-ляется при исполнении многих видов движений. Однако именно в музы-кально-ритмических движениях у детей наиболее ярко наблюдается дина-мика развития: движения становятся более ритмичными, энергичными и выразительными. Дети предпочитают быстрый темп (в 3- 4 года они двигались, в основном, в умеренном темпе, динамичный ритм, музыку танце-вального характера.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и по-ведении по-прежнему требует от педагога поддерживать внимание игровыми приемами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5- 6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей 6-го года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грам-матический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репер-туара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально и в целом дети 6-го года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
7-й год жизни - это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот пе-риод у них качественно меняются психофизиологические возможности: го-лос становится звонким, движения – еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей воз-растает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.