Чавпецова Вера
Организация функционирования разновозрастной группы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Вишенка» находится в сельской местности, где мало детей, поэтому в саду были сформированы группы смешанного типа. Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик. Игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии в разновозрастной группе проводятся совместно, а вот при организации НОД, проводится деление детей на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника. Деление детей зависит от состава и их количества. Если ли же в разновозрастной группе детей много и представлены все возрасты дошкольников, то лучше разделить её на три части:
Публикация «Организация функционирования разновозрастной группы в детском саду» размещена в разделах
• Младшая — два-три года.
• Средняя — четыре-пять.
• Старшая — шесть-семь.
Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами : если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребё нка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.
В детском саду обучение детей основывается на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В разновозрастной группе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный результат. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.
Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в детском саду, играет значительную роль в его развитии, и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать требования ФГОС и сочетание предметов обстановки для разных возрастов. Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, поэтому в разновозрастной группе мы размещаем мебель разного размера, с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться. Размещая дидактические игры, пособия и другой материал в уголках различной направленности, мы руководствуемся следующим принципом: на нижних полках расположен материал для самых младших, а на верхних — для деток постарше. Нужно сразу приучать малышей возвращать игрушки на своё место, а старших детей можно научить контролировать выполнение этого требования.
При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении. Основные цели программы для разновозрастной группы : Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
1) Воспитание культурно-нравственных основ личности.
2) Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
3) Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.
Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.
Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педагогическим коллективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно. При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ. Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем, организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.