Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Алина Беспрозванных
Консультация для педагогов «Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Консультация для педагогов

Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников”

Константин Бальмонт писал :

Быть может вся природа – мозайка цветов?

Быть может вся природа различность голосов?

Быть может вся природа лишь числа и черты?

Быть может вся природа желанье красоты?

Публикация «Консультация для педагогов „Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.

Педагоги знают, что дети проявляют повышенный интерес к изобразительному искусству, а главная задача воспитать активного творческого ребенка.

И одна из главных задач сохранить непосредственность искренность стремление к творчеству, для детей характерно активное отношение к изображаемым событиям, некоторые даже озвучивают изображаемые события.

В соответствие с ФГОС в работе с детьми учитываются индивидуальные способности каждого ребенка их интересы и предпочтения.

Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников.

Дидактические игры по изодеятельности имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. В своих трудах Н. А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

В процессе дидактических игр дети :

Развивают познавательные способности ;

•Получают новые художественно - эстетические знания;

•Уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства;

•Учатся давать оценочные эстетические суждения;

•Овладевают техниками ручного творчества;

Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изодеятельности - это теоретической и практической направленности.

Теоретические игры в свою очередь делятся на виды:

- игры, направленные на развитие у детей цветового восприятия:

«Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт», «Отреставрируй картину» в играх развивается чувство цвета и восприятие, активизация «глаз-рука», в игре «Теплый – холодный», уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы», дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года», ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.

- игры, на развитие чувства ритма и симметрии:

«Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов». В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию.

- игры, направленные на знание искусствоведческих терминов:

«Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт», игры направленные на развитие словарного запаса детей;

-игры, направленные на развитие композиционных умений:

Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива», начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине;

В таких играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.

- игры для ознакомления с жанровой живописью:

игры, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).

- игры, направленные на знание народных промыслов: «Матрешкина одежка», «Продолжи узор», «Художественный салон», «Укрась фартук»

в игре узнаёт и называет элементы росписи, самостоятельно подбирает цвет и оттенок для него. Запоминает порядок выполнения узора, назвать элементы росписи.

-игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.

«Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту», играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

- игры на развитие эмоциональной сферы : «Зеркальце», «3медведя», «Это я, узнай меня»

снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

-игры, направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов : «Чьи картины?».

Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил, т. е использовать разноуровневые задания в работе с детьми.

Давайте рассмотрим дидактические игры с разноуровневыми заданиями :

«Составь композицию из геометрических фигур».

Цель: развитие пространственного восприятия, обучение составлению целой композиции из частей.

Задание для детей с низким уровнем: с опорой на образец воспитателя, предложить детям выложить геометрические фигуры (круг, соблюдая правила композиции. На первом этапе дети выкладывают фигуры, и сравнивают с образцом. При последующем проведении такой игры, можно предложить каждому ребенку собрать свою картинку.

Задание для детей оптимальным уровнем развития :

Дети составляют композицию по образцу воспитателя или самостоятельно, но добавляя к геометрическим фигурам (круг, еще одну и более фигур (прямоугольник, треугольник или квадрат, а также выбор цвета фигуры по желанию детей.

Детей с повышенной сложности:

Воспитатель предлагает детям геометрические фигуры разные по форме, цвету и размеру. Дети составляют композицию, выбирают геометрические фигуры самостоятельно. В процессе игры у детей формируются навыки ориентировке на плоскости, закрепляются знания о геометрических фигурах, развивается чувство композиции и цветового восприятия.

В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять инициативу проявленную детьми в процессе игры, поощрять успехи каждого ребенка.

Игра «Радуга» (для детей старшей и подготовительной группы).

Цель: развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету, продолжать учить анализировать, сравнивать.

Ход игры : Сначала предлагаем рассмотреть детям радугу, читаем стихотворение:

«Петух увидел радугу, какой красивый хвост

Баран увидел радугу, какой высокий мост

И конь глядит на радугу, подкова велика

Река глядится в радугу и в небе есть река»

Игра может проводиться как индивидуально, так и по подгруппам с ведущим. Эту игру изготовляют дети вместе с воспитателем. На отдельном альбомном листе изображена радуга. Детям раздаются карточки семи цветов радуги, каждый ребенок создает небольшие картинки (рисует предмет) на каждый цвет радуги. Дети должны выбрать и разложить в последовательности карточки и подобрать к ним предметы.

Также у ведущего есть предметные картинки. Он показывает вперемешку картинки, каждый отзывается на свою и забирает ее себе. Когда все картинки разобраны, педагог подводит итог.

Детям с низким уровнем: на небольших листочках нарисовать один из наиболее понравившихся предметов своего цвета (в соответствии с имеющейся у ребенка карточкой того или иного цвета радуга).

Игру можно усложнить.

Детям среднего уровня: После того как дети воспринимали картинки зрительно, проводится вариант с названием предмета без показа картинки. Ребенок должен отобрать свои картинки по слову ведущего.

Детям с высоким уровнем: не показывая и не именуя, ведущий описывает объект, не называя его цвета, а дети угадывают и называют предмет. Пример: солёное – пресное, всегда разное нежное и теплое, грозное и темное. Оно перекатывается огромными валами, бурлит белой пеной, с грохотом разбивается о камни. (море) Или; это фрукт, он круглый, бывает разный- сладкий и кислый, у него толстая кожура и дольки. (апельсин) В этом случае ребенок получает «свою» карточку. Выигрывает тот, кто все угадает. В процессе игры следует использовать загадки, стихотворения, поговорки.

Или следующий вариант этой игры :

Предлагаем детям полоски и даём задание составить из них радугу, если дети затрудняются (с низким или средним уровнем развития) предлагаем выбрать цвета радуги затем в экологическом уголке помещается большой рисунок радуги и предлагаем группе найти на улице цвета радуги. Детям с высоким уровнем развития можно предложить холодные оттенки для «Снеговичка», а теплые цвета для «Солнечного лучика», а как заключение можно предложить «Танец радуги» с ленточками соответствующего цвета.

Знакомство детей с народным творчеством начинается с предварительной работы, когда дети рассматривают элементы росписей и знакомятся с изделиями народных мастеров, осваивают цветовую палитру.

Игра "Мы мастера росписи»

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, воображение. Закреплять представления о разных видах росписи, орнамента: составе элементов узора, его цветовом строе. Учить из частей составлять целое, развивать образные представления.

Ход игры : В первом конверте целые и разрезные картинки с росписями, во втором конверте картинки предметов разных видов росписей и в третьем конверте плоскостные картинки с элементами росписей и орнаментов. Воспитатель с детьми рассматривает образцы росписей на большой карточке, предлагает детям вспомнить название росписей, после этого показывает разрезанные картинки, говорит, чтобы дети собрали роспись.

Детям с низким уровнем: собрать разрезные картинки (пазлы) видов росписей, если затрудняются можно дать готовый образец педагога;

Детям среднего уровня можно предложить плоскостные предметы разных росписей дымковскую, каргопольскую, мезенскую, хохломскую и др; предложить детям распределить их по видам росписи и назвать эту роспись. Детям с высоким уровнем предложить выбрать определенные понравившийся заготовки элементов разных росписей и бурятского орнамента создать-украсить узор из этих элементов росписи на плоскостной основе допустим поднос. Назвать каждый элемент росписи.

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, средством музыкального общения и развития ребёнка.

В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Музыкальная дидактическая игра имеет следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата;

координации движений и нормализацию их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

развитие музыкальных, творческих способностей;

развитие социально-коммуникативных навыков.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвертый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

Музыкальная дидактическая игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия, направленные на взаимодействие друг с другом.

Содержание и тематика музыкально-дидактических игр складывается под влиянием других разделов программы - знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр.

По форме проведения игры подразделяются на :

• Статистические (стоя или сидя) - развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Игры с движением - развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально - слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры - шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально - слуховых представлений.

Игры - песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

• Артикуляционные игры - укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры - забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры - загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

Главное, необходимо помнить, что, лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.

«Ромашки настроения»

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, веселое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.

Музыкальный репертуар: «ТоНизкий уровень.

Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.

Средний уровень

Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков.

Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Высокий уровень

Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной ромашки.

потушки» В. Локтева, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Жар-жар» каз. н. м., «О чем плачет дождик» Е. Тиличеевой, «Дождик» Е. Тиличеевой, «Осень бродит по лесам» Е. Тиличеевой.

«Море»

Цель. Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения. Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.

Низкий уровень

Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния : взволнованное, бушующее и тихое, спокойное. Детям предлагается выбрать соответствующие карточки.

Средний уровень

Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

Высокий уровень

Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое спокойное).

Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Дидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 летДидактические игры с бельевыми прищепками и их значение в развитии детей 2–3 лет Развиваемся - играя» (игры с бельевыми прищепками, и их значение в развитии детей 2-3 лет). Данную картотеку подготовила для вас: Воспитатедь.

Дидактические игры с прищепками в развитии речиДидактические игры с прищепками в развитии речи Дидактические игры с прищепками в развитии речи. Иванова Ирина Сергеевна Картотека дидактических игр с прищепками. Муниципальное комбинированное.

Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников»Консультация для педагогов «Конструктивно-строительные игры дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 11:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Беспрозванных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД