Алина Беспрозванных
Консультация для педагогов «Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
“Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников”
Константин Бальмонт писал :
Быть может вся природа – мозайка цветов?
Быть может вся природа различность голосов?
Быть может вся природа лишь числа и черты?
Быть может вся природа желанье красоты?
Публикация «Консультация для педагогов „Разноуровневые дидактические игры в художественно-эстетическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно-эстетического воспитания существенно возрастает.
Педагоги знают, что дети проявляют повышенный интерес к изобразительному искусству, а главная задача воспитать активного творческого ребенка.
И одна из главных задач сохранить непосредственность искренность стремление к творчеству, для детей характерно активное отношение к изображаемым событиям, некоторые даже озвучивают изображаемые события.
В соответствие с ФГОС в работе с детьми учитываются индивидуальные способности каждого ребенка их интересы и предпочтения.
Для организации процесса художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников.
Дидактические игры по изодеятельности имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. В своих трудах Н. А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
В процессе дидактических игр дети :
•Развивают познавательные способности ;
•Получают новые художественно - эстетические знания;
•Уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства;
•Учатся давать оценочные эстетические суждения;
•Овладевают техниками ручного творчества;
Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изодеятельности - это теоретической и практической направленности.
Теоретические игры в свою очередь делятся на виды:
- игры, направленные на развитие у детей цветового восприятия:
«Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт», «Отреставрируй картину» в играх развивается чувство цвета и восприятие, активизация «глаз-рука», в игре «Теплый – холодный», уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы», дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года», ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
- игры, на развитие чувства ритма и симметрии:
«Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов». В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию.
- игры, направленные на знание искусствоведческих терминов:
«Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт», игры направленные на развитие словарного запаса детей;
-игры, направленные на развитие композиционных умений:
Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива», начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине;
В таких играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.
- игры для ознакомления с жанровой живописью:
игры, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).
- игры, направленные на знание народных промыслов: «Матрешкина одежка», «Продолжи узор», «Художественный салон», «Укрась фартук»
в игре узнаёт и называет элементы росписи, самостоятельно подбирает цвет и оттенок для него. Запоминает порядок выполнения узора, назвать элементы росписи.
-игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.
«Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту», играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
- игры на развитие эмоциональной сферы : «Зеркальце», «3медведя», «Это я, узнай меня»
снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
-игры, направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов : «Чьи картины?».
Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил, т. е использовать разноуровневые задания в работе с детьми.
Давайте рассмотрим дидактические игры с разноуровневыми заданиями :
«Составь композицию из геометрических фигур».
Цель: развитие пространственного восприятия, обучение составлению целой композиции из частей.
Задание для детей с низким уровнем: с опорой на образец воспитателя, предложить детям выложить геометрические фигуры (круг, соблюдая правила композиции. На первом этапе дети выкладывают фигуры, и сравнивают с образцом. При последующем проведении такой игры, можно предложить каждому ребенку собрать свою картинку.
Задание для детей оптимальным уровнем развития :
Дети составляют композицию по образцу воспитателя или самостоятельно, но добавляя к геометрическим фигурам (круг, еще одну и более фигур (прямоугольник, треугольник или квадрат, а также выбор цвета фигуры по желанию детей.
Детей с повышенной сложности:
Воспитатель предлагает детям геометрические фигуры разные по форме, цвету и размеру. Дети составляют композицию, выбирают геометрические фигуры самостоятельно. В процессе игры у детей формируются навыки ориентировке на плоскости, закрепляются знания о геометрических фигурах, развивается чувство композиции и цветового восприятия.
В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять инициативу проявленную детьми в процессе игры, поощрять успехи каждого ребенка.
Игра «Радуга» (для детей старшей и подготовительной группы).
Цель: развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету, продолжать учить анализировать, сравнивать.
Ход игры : Сначала предлагаем рассмотреть детям радугу, читаем стихотворение:
«Петух увидел радугу, какой красивый хвост
Баран увидел радугу, какой высокий мост
И конь глядит на радугу, подкова велика
Река глядится в радугу и в небе есть река»
Игра может проводиться как индивидуально, так и по подгруппам с ведущим. Эту игру изготовляют дети вместе с воспитателем. На отдельном альбомном листе изображена радуга. Детям раздаются карточки семи цветов радуги, каждый ребенок создает небольшие картинки (рисует предмет) на каждый цвет радуги. Дети должны выбрать и разложить в последовательности карточки и подобрать к ним предметы.
Также у ведущего есть предметные картинки. Он показывает вперемешку картинки, каждый отзывается на свою и забирает ее себе. Когда все картинки разобраны, педагог подводит итог.
Детям с низким уровнем: на небольших листочках нарисовать один из наиболее понравившихся предметов своего цвета (в соответствии с имеющейся у ребенка карточкой того или иного цвета радуга).
Игру можно усложнить.
Детям среднего уровня: После того как дети воспринимали картинки зрительно, проводится вариант с названием предмета без показа картинки. Ребенок должен отобрать свои картинки по слову ведущего.
Детям с высоким уровнем: не показывая и не именуя, ведущий описывает объект, не называя его цвета, а дети угадывают и называют предмет. Пример: солёное – пресное, всегда разное нежное и теплое, грозное и темное. Оно перекатывается огромными валами, бурлит белой пеной, с грохотом разбивается о камни. (море) Или; это фрукт, он круглый, бывает разный- сладкий и кислый, у него толстая кожура и дольки. (апельсин) В этом случае ребенок получает «свою» карточку. Выигрывает тот, кто все угадает. В процессе игры следует использовать загадки, стихотворения, поговорки.
Или следующий вариант этой игры :
Предлагаем детям полоски и даём задание составить из них радугу, если дети затрудняются (с низким или средним уровнем развития) предлагаем выбрать цвета радуги затем в экологическом уголке помещается большой рисунок радуги и предлагаем группе найти на улице цвета радуги. Детям с высоким уровнем развития можно предложить холодные оттенки для «Снеговичка», а теплые цвета для «Солнечного лучика», а как заключение можно предложить «Танец радуги» с ленточками соответствующего цвета.
Знакомство детей с народным творчеством начинается с предварительной работы, когда дети рассматривают элементы росписей и знакомятся с изделиями народных мастеров, осваивают цветовую палитру.
Игра "Мы мастера росписи»
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, воображение. Закреплять представления о разных видах росписи, орнамента: составе элементов узора, его цветовом строе. Учить из частей составлять целое, развивать образные представления.
Ход игры : В первом конверте целые и разрезные картинки с росписями, во втором конверте картинки предметов разных видов росписей и в третьем конверте плоскостные картинки с элементами росписей и орнаментов. Воспитатель с детьми рассматривает образцы росписей на большой карточке, предлагает детям вспомнить название росписей, после этого показывает разрезанные картинки, говорит, чтобы дети собрали роспись.
Детям с низким уровнем: собрать разрезные картинки (пазлы) видов росписей, если затрудняются можно дать готовый образец педагога;
Детям среднего уровня можно предложить плоскостные предметы разных росписей дымковскую, каргопольскую, мезенскую, хохломскую и др; предложить детям распределить их по видам росписи и назвать эту роспись. Детям с высоким уровнем предложить выбрать определенные понравившийся заготовки элементов разных росписей и бурятского орнамента создать-украсить узор из этих элементов росписи на плоскостной основе допустим поднос. Назвать каждый элемент росписи.
Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, средством музыкального общения и развития ребёнка.
В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).
1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.
2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.
3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.
4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.
Музыкальная дидактическая игра имеет следующие задачи:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата;
координации движений и нормализацию их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих способностей;
развитие социально-коммуникативных навыков.
Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.
Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.
Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.
Четвертый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.
Музыкальная дидактическая игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия, направленные на взаимодействие друг с другом.
Содержание и тематика музыкально-дидактических игр складывается под влиянием других разделов программы - знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр.
По форме проведения игры подразделяются на :
• Статистические (стоя или сидя) - развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
• Игры с движением - развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
• Игры с речью развивают вокально - слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
• Игры - шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально - слуховых представлений.
• Игры - песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
• Артикуляционные игры - укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
• Игры - забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
• Игры - загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.
Главное, необходимо помнить, что, лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.
«Ромашки настроения»
Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная). Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, веселое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
Музыкальный репертуар: «ТоНизкий уровень.
Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.
Средний уровень
Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков.
Педагог исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Высокий уровень
Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной ромашки.
потушки» В. Локтева, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Жар-жар» каз. н. м., «О чем плачет дождик» Е. Тиличеевой, «Дождик» Е. Тиличеевой, «Осень бродит по лесам» Е. Тиличеевой.
«Море»
Цель. Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения. Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.
Низкий уровень
Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния : взволнованное, бушующее и тихое, спокойное. Детям предлагается выбрать соответствующие карточки.
Средний уровень
Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Высокий уровень
Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое спокойное).
Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова
Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда.