Тургунова Гулсара Нагашыбаевна
Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач детского сада является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Публикация «Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп» размещена в разделах
В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении.
Во время всей моей работы, я ставлю перед собой задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств.
- приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни.
Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня и систематических физкультурных занятий.
Важнейшее условие детского сада - соблюдение режима. Я пытаюсь донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка, так как, к сожалению, во многих семьях, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
Для решения стоящих передо мной задач, использую различные формы работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физ. минутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна.
Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности : мячи. кегли, обручи разного размера, кольцеброс, игрушки, которые можно катать. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступны для детей. Использование физкультурного оборудования позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- развивать воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний это - закаливание. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В данной программе разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей :
1. сквозное проветривание;
2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;
3. утренняя гимнастика в проветренном помещении;
4. дыхательная гимнастика (2 – 3 раза в день);
5. гимнастика в постели после дневного сна;
6. хождение босиком по «чудо» - коврикам;
7. умывание прохладной водой;
8. прогулка на свежем воздухе;
9. подвижные игры;
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе, организацию игровой деятельности детей.
Профилактика эмоционального благополучия детей в моей группе осуществляется в двух основных направлениях: обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе. Более благоприятное течение периода адаптации детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий :
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе обеспечивается через применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей :
- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей;
- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки);
- формирование культуры общения детей.
Надо отметить, что все проводимые мероприятия в детском саду позволили мне добиться положительных результатов: А именно:
- уровень физического развития детей в моей группе по сравнению с началом учебного года повысился;
- дети изменили отношение к сохранению своего здоровья;
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ.
Но наряду с положительными моментами в работе по оздоровлению остается определенный процент детей, нуждающихся в пристальном наблюдении со стороны родителей и работников детского сада.
Таким образом, сохранение физического и психологического здоровья дошкольника, его социального благополучия возможно при активном участии педагогов и родителей.
Литература
1. Берестнева, З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З. И. Берестнева; М: Творческий Центр. - 2008.
2. Веселова, Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: №5. – 2008.
3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] /А. С. Галанов; М: АРКТИ. - 2003.
4. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение. - 1983.
5. Ширяева, И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6. – 2001.
6. Кузнецова, М. Н. Контрастное закаливание [Текст] // Ребенок в детском саду М: №12. – 2001.
7. Егоров, Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: №12. – 2001.