МААМ-картинки

Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп

Тургунова Гулсара Нагашыбаевна
Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп

Одной из главных задач детского сада является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении.

Во время всей моей работы, я ставлю перед собой задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств.

- приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;

- повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни.

Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня и систематических физкультурных занятий.

Важнейшее условие детского сада - соблюдение режима. Я пытаюсь донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка, так как, к сожалению, во многих семьях, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

Для решения стоящих передо мной задач, использую различные формы работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физ. минутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения после дневного сна.

Для физического развития детей в группе созданы условия. Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи. кегли, обручи разного размера, кольцеброс, игрушки, которые можно катать. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступны для детей. Использование физкультурного оборудования позволяет:

- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;

- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;

- развивать воображение, зрительную память;

- развивать чувство формы и цвета;

- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний это - закаливание. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм. В данной программе разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей:

1. сквозное проветривание;

2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;

3. утренняя гимнастика в проветренном помещении;

4. дыхательная гимнастика (2 – 3 раза в день);

5. гимнастика в постели после дневного сна;

6. хождение босиком по «чудо» - коврикам;

7. умывание прохладной водой;

8. прогулка на свежем воздухе;

9. подвижные игры;

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе, организацию игровой деятельности детей.

Профилактика эмоционального благополучия детей в моей группе осуществляется в двух основных направлениях: обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе. Более благоприятное течение периода адаптации детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду);

- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе обеспечивается через применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей;

- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;

- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки);

- формирование культуры общения детей.

Надо отметить, что все проводимые мероприятия в детском саду позволили мне добиться положительных результатов: А именно:

- уровень физического развития детей в моей группе по сравнению с началом учебного года повысился;

- дети изменили отношение к сохранению своего здоровья;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ.

Но наряду с положительными моментами в работе по оздоровлению остается определенный процент детей, нуждающихся в пристальном наблюдении со стороны родителей и работников детского сада.

Таким образом, сохранение физического и психологического здоровья дошкольника, его социального благополучия возможно при активном участии педагогов и родителей.

Литература

1. Берестнева, З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З. И. Берестнева; М: Творческий Центр. - 2008.

2. Веселова, Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: №5. – 2008.

3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] /А. С. Галанов; М: АРКТИ. - 2003.

4. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение. - 1983.

5. Ширяева, И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6. – 2001.

6. Кузнецова, М. Н. Контрастное закаливание [Текст] // Ребенок в детском саду М: №12. – 2001.

7. Егоров, Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: №12. – 2001.

Публикации по теме:

«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 10:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разнообразие методов и приемов для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей младших групп» (включая файлы) размещена пользователем Тургунова Гулсара Нагашыбаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 сентября. День пословицы и поговорки. Передвижка «Пословицы и поговорки»

13 сентября отмечается необычный праздник — День пословиц и поговорок. Кладезь народной мудрости — так называют пословицы и поговорки. Они учат уму-разуму, воспитывают и, конечно, пригодятся при работе с...

12 сентября. День семейного общения. Передвижка «Общение с ребенком»

День семейного общения отмечается 12 сентября. Этот праздник посвящен налаживанию тесного контакта внутри семейного круга, ведь без общения нельзя построить крепкую, благополучную и счастливую семью.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД