Повертайло Елена
Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе «Веселая ярмарка. Народные промыслы. Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»
Непосредственно образовательная деятельность
во второй младшей группе
«Веселая ярмарка»
Провела воспитатель:
Повертайло Елена Сергеевна
Открытое интегрированное занятие на город «Веселая ярмарка»
Вид: интегрированное
Образовательные области: художественно-эстетическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное.
Публикация «Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе „Веселая ярмарка, Народные промыслы, Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами (на примере дымковской игрушки).
Задачи:
1. Расширять знания о процессе изготовления дымковской игрушки и используемых средствах выразительности: (материал, цвет, элементы узора). Совершенствовать навык применения нетрадиционной техники рисования (штамповка).
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей по средствам русского народного фольклора (ярмарка, товар, потребности, глиняная, деревянная, расписной, сказочный, дивный, народные умельцы, природные богатства). Развивать сосредоточенность внимания, наблюдательность, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к народным традициям; бережное отношение к природным ресурсам (богатствам) родного края; уважительное отношение к мастерам - умельцам.
Предварительная работа:
Рассматривание картин и иллюстраций «Дымковская игрушка», элементов дымковского узора. Изучение алгоритма изготовления дымковской игрушки.
Игра «Собери игрушку», «Найди игрушку», «Укрась дымковским узором».
Заучивание потешек, стихотворений, пальчиковых игр, хороводных игр; подвижная игра «Карусель»
Материалы к занятию:
Карусель из лент, костюмы; дымковские игрушки; ярмарочные товары, 4 лошадки, дорожки для росписи; краска- гуашь (разведенная в тарелочках красного и синего цвета, штампы: 2 больших и 2 маленьких; салфетки; заготовки из фетра (круги разного размера и цвета на липучках); корзинка; сладости для поощрения; аудиозапись: «Ах, ярмарка», «Ах вы, сени»; звук цокота копыт, спокойная мелодия для продуктивной деятельности.
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие)
(ребята в кругу, взявшись за руки)
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай
День хороший начинай!
Хорошее у вас настроение. Подарим гостям свою улыбку, поздороваемся.
2. Создание игровой мотивации
Солнечный зайчик пощекотал мои глазки.
-Где же мои ребятки? Это же котятки (мяу- мяу, нет, это утятки (кря-кря). Нет, это цыплятки (пи- пи). Да нет, это же мои яркие расписные веселые игрушечки.
- Ребятки, как вы думаете, а кто я? (дымковская барышня).
Щечки алые горят, замечательный наряд.
- Я хочу пригласить вас на ярмарку. Ой, ребятки, а кто из вас знает, что такое ярмарка? Предлагаю узнать побольше.
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ!
Начинаем мы веселье
Все бегом на карусели!
(запись «Ах, ярмарка»)
Подвижная игра «Карусель»
Еле- еле, еле- еле
завертелись карусели,
а потом бегом, бегом,
всё кругом, кругом, кругом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра.
-Вот мы и на ярмарке. Спасибо, волшебной карусели. Сколько здесь всего интересного! Народ веселится от души : качается на качелях- каруселях, поет, пляшет, но самое главное – продают и покупают за денежки то, что сделано своими руками. Пойдемте и мы посмотрим, чем торгуют на прилавках.
Воспитатель подводит детей к прилавкам. На них расставлены разные товары: платки, посуда, самовар с выпечкой, дымковские игрушки. Дети рассматривают их.
3. Основная часть
- Встаньте рядышком друг другу, словно месяц, - полукругом
- Какие красивые и теплые платочки. Потрогайте, какие они мягкие.
- Для чего человеку эта вещь? (предмет одежды)
- А какая замечательная посуда. Для чего человеку посуда? (кушать)
- Кашка, скушенная такой расписной ложечкой, будет еще вкуснее и полезнее. Из чего сделана посуда? (из дерева). Она какая? (деревянная). - А рядом: бублики, баранки, ароматные прянички. Как вкусно пахнет. На что похожи? (на солнышко). Ласковое, теплое.
- Для чего нам нужно солнышко? Оно и светит и греет. Без него всем тяжело и людям, и животным, и птичкам, и растениям. А когда солнышко пригревает, все рады! (одежда, посуда, еда, душистый хлебушек с хрустящей корочкой - без этих товаров человеку не обойтись. Яркое солнышко, свежий воздух, чистая водичка - необходимы человеку).
- Ребята, а какой же из этих товаров вам больше всего нравится? (игрушки).
- А для чего нам нужны игрушки? (играть, для хорошего настроения). Рассмотрите сказочные игрушки.
Все игрушки не простые
А волшебно – расписные.
До чего же хороша-
Русская игрушечка!
Хоть полсвета обойдешь-
Лучше Дымки не найдешь!
(ребята присели)
- Катюша, что за игрушку ты видишь? Расскажи про нее.
Чтение стихотворений
Распустил свой хвост индюк,
Синий круг и красный круг.
Перья золотом горят,
До чего ж красив наряд.
- Тимоша, какая игрушка тебе знакома?
Вот козлик нарядный,
Весь такой он ладный,
Весь красивый, расписной
Он игривый, молодой.
- Светочка, какую игрушечку увидела?
По двору петух шагает,
Курочек он охраняет.
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке - гребешок.
Вот какой он, петушок!
- Какие еще игрушки делают в Дымково? (нарядные барышни, кавалеры на конях, расписные петушки, пышнохвостые индюки, забавные медведи, олешки, козлики, лошадки, уточки).
– Как же появились эти игрушки? Не было у детишек таких игрушек как у вас сейчас : ни роботов, ни чудных куколок, ни машинок. И задумали взрослые на потеху детворе вылепить забавные фигурки.
- Из чего, какого материала лепили игрушки? (из глины и песка, она глиняная). Много красной глины было по берегам чистой реки. Слепят игрушку и в печь. От огня и жара фигурка становится твердой как камушек. Остынет игрушка, мастер красит ее мелом. Какой мел? А игрушка? (беленькая и твердая). Когда белая игрушка высохнет, начинается настоящее волшебство. Мастер берет яркие краски и расписывает игрушку разноцветными узорами.
Какие краски использует мастер в росписи? (красную, желтую, синюю, зеленую). А узоры очень простые, но в них такая сила.
- Посмотрите, ребята, есть ли сходства в узорах на наших костюмах и игрушках? Какие узоры вам знакомы? (круги большие и малые, колечки, точки, прямые и волнистые линии).
– На что похож круг? (солнышко, цветок). Наши мастерицы, расписывая игрушки, желали нам жизни яркой красочной, чтобы всегда светило солнышко, а вот прямые линии означали, что нам желали плодородной почвы, точки – это зернышки пшеницы богатого урожая, а вот волнистые линии, чтобы всегда над нами было голубое небо и протекала чистая река. - Игрушки выходят просто загляденье. Как мастера- умельцы могли из простых природных материалов: глины, песка и мела создавать такую сказку. – С приходом весны, игрушки несли продавать на ярмарку – солнышко закликать, весну зазывать. Давайте и мы с вами повеселимся.
4. Динамическая пауза «Веселый хоровод»
Как собрался народ в наш веселый хоровод! (бег по кругу
Будем дружно играть и друг друга забавлять за руки)
Солнышко весеннее припекает (хлопки в ладоши)
Травушка- муравушка подрастает (наклон, плавные движения рук)
Как на травке, на траве, на зеленой мураве (руки на пояс, топают
Поплясать мы хотим, ножкой, ножкой постучим одной ножкой)
Посмотрите, у ребят яркий красочный наряд (рука на поясе одна,
Повернись, покружись и гостям покажись! одна вверху, машем)
- Ах, как славно у вас получается. Петь да веселиться мы мастера.
5. Продуктивная деятельность
- Ой, ребята, откуда этот звук? (звук цокота копыт)
Отгадайте загадку: Быстрее ветра я лечу,
Цок- цок, копытцами стучу,
Громко «иго-го» кричу. (лошадка)
( Занять свои рабочие места: 4 человека расписывают дорожку, 4 человека украшают лошадку)
Вот и гостья наша. Любят дымковские лошадки гулять по дорожкам, оставляя следы своих копытц: круги большие и маленькие. Большие круги- красного цвета, маленькие- синего.
- Давайте распишем дорожки нетрадиционным способом (штампиками).
- Что- то лошадка расстроилась совсем, шепчет мне на ушко. Дорожки будут яркие, а мы такие скучные беленькие, совсем неволшебные.
- Давайте лошадок сделаем нарядными. Украсим их мягким конструктором из геометрических фигур: кругами разного размера и цвета).
- Чтобы работа спорилась, сделаем наши пальчики ловкими и умелыми. Пальчиковая гимнастика «Хороша моя лошадка»
Хороша моя лошадка: шерстка жестка, грива гладка (делаем гриву, кладем ладошку на другую ручку, большой пальчик-ушко)
Звонко застучат копытца (щепоткой пальчики по столу
Всех быстрей она помчится (быстрее щепоткой пальчиков перебираем, цокаем язычком)
Вьется грива на ветру (перебираем пальчиками)
Вот наш дом лошадка - ТПРУУ (ладошки в замочке на столе)
Самостоятельная деятельность детей (помощь воспитателя)
Приступаем, расписываем дорожку: посередине штампуем крупными кругами красного цвета, а по бокам – маленькими кругами синего цвета. Украшаем лошадок : туловище и ножки.
- молодцы, ребята, справились с заданием. Какие красочные дорожки получились и лошадки замечательные. Как весело скачут лошадки по дорожкам.
- Макар, прочитай стихотворение.
Ой, как лошадки наши мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
- Какие лошадки яркие, расписные, просто загляденье. Разместим их на прилавках ярмарки, они быстро продадутся.
6. Итог занятия
Но пришла пора нам возвращаться в детский сад. Закроем глазки: раз, два, три в садик попади.
- Где мы с вами сегодня побывали? Что интересного узнали?
- Чему учились? Какую игрушку украшали? Какими узорами? Какие цвета использовали? Как нужно относиться нам к нашим природным богатствам?
(Бережно, не загрязнять, чтобы природа нам отвечала добром, и мы могли пользоваться и песочком, и мелом, и глиной, и чистой водичкой и создавать такую красоту - расписные игрушки.)
Гостям за внимание- пряничек с ярмарки, а ребятам за старание- петушок на палочке.
- Попрощаемся с гостями. До свидания!