Оксана Курилко
Создание условий в ДОУ по приобщению дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы
Ничто так не характеризует степень развития общества,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Н. А. Рубакин
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
В соответствии с разделом «Художественная литература» Основной образовательной программы МБДОУ «Амвросиевский детский сад №7 «Красная Шапочка» стоит задача воспитания интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
Чтение художественной литературы и фольклора впервые выделяется как самостоятельный вид непосредственной образовательной деятельности в системе организации жизни ребенка в детском саду. Одно занятие в неделю начиная со второй младшей группы, а также ежедневное чтение детям.
Содержание раздела "Восприятие художественной литературы и фольклора" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие выразительности и эмоциональности речи.
• обогащение словарного запаса
При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.
Как показывает опыт работы педагогов Амвросиевского МБДОУ №7 «Красная Шапочка», для успешного решения задачи приобщения детей к произведениям художественной литературы, необходимо вести системную работу в следующих направлениях:
• с педагогами
• с детьми
• с родителями
• с социальными партнерами
Вся работа начиналась с создания мотивации и раскрытия актуальности данной темы перед воспитателями. Были проведены консультации, семинары-пракикумы, заседания круглого стола и мастер-классы для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу приобщения детей к произведениям художественной литературы. Воспитатели пополнили багаж знаний по разделу «Речевое развитие дошкольников» и «Восприятие художественной литературы и фольклора», подобрали разнообразные содержательные формы работы с детьми и родителями.
В. Г. Белинский утверждал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны истории, повести, сказки, рассказы».
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.
Педагогами детского сада оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание:
• наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
• разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, фольклорные сборники, познавательные и развивающие книги);
• наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы);
• в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки «Полочки умных книг», «Обо всем на свете», «Читаем сами».
В режиме дня воспитатели выделяют время для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций.
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:
• Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);например, рассказы Н. Носова, стихи о природе, временах года.
• Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);например, сказка В. Даля «Старик-годовик»,фольклорные произведения.
• Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);театрализации на основе хорошо знакомых произведений, различного рода театры (пальчиковый, настольный). Например, народные сказки «Теремок», «Репка»
• Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).например рассказы В. Сухомлинского, Б. Алмазова «Горбушка» и т. д.
Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования.
В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы для заучивания наизусть, для пересказа или составления рассказов и сказок.
Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.
Например, сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". Так, были определены цель и задачи, которые стояли перед педагогами, а также цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Продолжительность реализации проекта составила 2 месяца.
В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем оформляли ее для детей.
Так, для детей, силами родителей, была подготовлена мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети познакомились с историей рукописных книг.
Кроме этого большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Традиционными стали «Театральные фестивали» ко Всемирному дню театра – 27 марта. Для фестиваля каждая возрастная группа готовит театральную постановку по любому детскому литературному произведению (сказка, рассказ, сказка в стихах и др.) Дети разучивают роли, совместно с воспитателями и родителями готовят костюмы, декорации, музыкальное сопровождение, афиши и билеты. Воспитатели с детьми работают над правильностью, четкостью и эмоциональностью речи, «вживаются в образ». Эта работа не просто знакомит детей с содержанием, а раскрывает перед детьми все литературные акценты произведения. Яркие выступления, успех у зрителей мотивируют детей к разучиванию новых ролей по новым литературным произведениям.
В рамках реализации проекта в образовательном учреждении был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг. В нашей библиотеке есть и полностью авторские книги. Там ребенок самостоятельно придумывает сказку или рассказ, сам изготавливает книжку, сам рисует иллюстрации. А иногда сам даже записывает.
Родители – обязательные участники и помощники в работе по приобщению детей к чтению литературных произведений. Свою работу с родителями мы начали с опроса и выяснения уровня их заинтересованности в вопросе приобщения детей к произведениям художественной литературы. Разместили в группах памятки для родителей с перечнем рекомендованной детской литературы по возрасту. Привлекали родителей к реализации проектов. Но стоит отметить, что при анкетировании была выявлена заинтересованность в данном вопросе у 92% опрошенных родителей, то участие в совместной деятельности приняли 45% родителей.
Благодаря целенаправленной работе педагогов в некоторых семьях возрождается традиция вечернего чтения детям, изготавливаются или приобретаются театры (например теневой, кукольный).Родители отмечают, то такое времяпровождение с детьми наполнено смыслом, эмоционально сближает членов семьи.
Добрыми партнерами и помощниками в работе по приобщению детей к произведениям художественной литературы стали сотрудники Амвросиевской районной библиотеки, с которой детский сад взаимодействует уже на протяжении 7 последних лет. Детский сад «Красная Шапочка» находится рядом с библиотекой и наши воспитанники там частые гости. Сотрудники библиотеки проводят для дошкольников интерактивные тематические занятия по произведениям С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Также и библиотекари принимают приглашение наших ребят посетить детский сад. Они рассказывают детям о своей профессии и приглашают детей посетить в библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами.
Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности мы добились того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, любят, читают, рассматривают иллюстрации, обмениваются своими впечатлениями, с удовольствием посещают библиотеки.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь не даром великий мыслитель Дидро говорил «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»