Наталия Воскресенская
Расширение словарного запаса у детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида: аспекты реализации требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения.
Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Публикация «Расширение словарного запаса у детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида: аспекты реализации требований ФГОС» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной речи – это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.
В системе работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ выделяют следующие разделы:
1. Формирование и обогащение словаря.
2. Грамматический строй речи.
3. Звуковая культура речи.
4. Связная речь.
Основные направления словарной работы :
1. Обогащение словаря – накопить слова, необходимые для речевого общения с окружающими. Накопление осуществляется неразрывно с расширением представлений об окружающей действительности через игровую, трудовую, познавательную, бытовую деятельности детей.
2. Уточнение словаря - обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи. - активизация словаря – использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.
Приемы словарной работы, которые мы используем в работе с детьми:
1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5—6 лет : большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные. Узнавание по эпитетам предмета. Педагог предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают—береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п. Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце. Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Высказывания детей 6—7 лет : «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
3. Подбор обстоятельств. Трудиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.
4. Нюансы смысла слова : домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6—7 лет : «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля-еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький».
5. Вставление детьми пропущенных слов. Педагог читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова. Например, «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти. (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как). где наша. ?»
6. Распространение предложений. Педагог говорит: «Садовник поливает (что? где? когда? зачем). Дети идут (куда? зачем) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
7. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). педагог читает главное предложение, а дети добавляют придаточное. Предложения детей 5—6 лет : «Саша не пошел сегодня в детский сад, потому что он болен. Машеньку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет - хорошая погода».
8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например, поезд-паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево- ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например, циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
9. Составление предложения с нескольким и данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала». Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их.
10. Отгадывание и составление загадок.
11. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие игры возможны уже с 3, 4-5 лет. В начале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6-7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.
12. Заучивание и произношение скороговорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе-трава, на траве-дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее.
В коррекционной работе над формированием и развитием лексики с детьми дошкольного возраста с ОВЗ используем тематический принцип группировки лексического материала. Слова группируются в рамках одной темы, включающей обиходно-бытовые понятия («мебель», «домашние животные», «фрукты», «овощи» и т. д.) Этот принцип оправдывает себя, так как способствует систематизированному усвоению и запоминанию; знакомство с новыми словами происходит в пределах одной лексической темы, что позволяет как «раздвинуть», так и «укрепить» ее границы. Новая лексическая тема поддерживается и углубляется на всех занятиях (рисованию, лепке, конструированию, фэмп, физкультуре, музыке, что позволяет максимально расширить круг действий со словом. Знакомство со стихотворениями и рассказами по конкретной теме позволяет сделать употребление слова осмысленным. Повышается эффективность словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая лексическая тема разрабатывается по следующим направлениям: развитие словаря : активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т. д.).
Речевое развитие осуществляется не только в рамках речевых занятиях, а также на занятиях физкультурой, музыкальных занятиях, и в игровой, продуктивной деятельности ребенка и в свободной деятельности. Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей необходимо заниматься как в детском саду, так и дома. Задачи родителей заключаются в создании условий, благоприятных для общего и речевого развития детей в семье, в обеспечении полноценной речевой среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков.
В общем, залогом успеха коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ является ее систематичность, согласованность деятельности всех педагогов ДОУ, а также учет индивидуальных возможностей и потенциальных способностей каждого ребенка.