Анна Ларионова
Распространение педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Опыт работы
педагога-психолога
Ларионовой Анны Павловны
на 2019 – 2020 учебный год
тема: «Методы арт-терапии в коррекционной и развевающей работе с детьми старшего и дошкольного возраста».
Цель: Повышение уровня собственной компетенции о применении арт-терапии в работе педагога-психолога в ДОУ.
Публикация «Распространение педагогического опыта» размещена в разделах
В 2019-20 учебном году мной была выбрана тема " Методы арт-терапии в коррекционной и развевающей работе с детьми старшего и дошкольного возраста». Для раскрытия направления, изучила теоретический материал, который позволил перейти от теории к практике в моей работе.
Изучая теоретический материал, я пришла к следующим выводам:
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т. е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».
Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Современная арт-терапия включает множество направлений.
В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс и Дора Калф.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
• Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
• Эпилепсия или шизофрения.
• Дети с очень высоким уровнем тревожности.
• Дети с неврозом навязчивых состояний.
• Аллергия на пыль и мелкие частицы.
• Легочные заболевания.
• Кожные заболевания и порезы на руках.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.
Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т. к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком?
Для педагога действуют три правила.
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Концентрация.
7. Функциональная музыка.
8. Сказкотерапия.
Игрушки для песочной терапии.
Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
Сказочные персонажи добрые и злые.
Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
Украшения, сувениры.
Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
Виды занятий.
1. «Чувствительные ладошки» (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) :
Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Рисование песком на световых столах
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, можно почувствовать его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкий колорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и "припудренность" линий создают волшебство. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Здесь нет канонов, здесь невозможно ошибиться. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажи и портреты, натюрморты и абстракции. Главное – дать волю воображению и не бояться экспериментировать.
Для того чтобы создавать картины из песка, не обязательно иметь художественное образование. Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут.
Техника рисования
1. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачек и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т. е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.
2. Для рисования объектов наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.
3. Особенности техники изображения: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, «отсечение» лишнего, высыпание из кулачка.
4. Беседа с ребенком: обсуждение его эмоционального состояния, трудности при рисовании на песке. Что больше всего ему понравилось? Что запомнилось?
5. Рисунок всегда можно подкорректировать.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по теме самообразования.
Повысила уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе педагога-психолога в ДОУ.
Изучила возможности метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.
Обогатила среду дидактическим материалом и оборудованием.
Составила картотеку игр и упражнений для рисования песком на световом столе.
Составила практические рекомендаций для воспитателей и родителей по теме самообразования.
Провела открытое развивающее занятие с использованием арт-терапии для ребенка с ОВЗ старшего дошкольного возраста: «Волшебный песок».