Соколова Светлана
Проектная деятельность «Рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
• Проект реализуется в рамках интеграции курсов по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС.
• Проект носит комплексный характер - включает в себя познавательную и практическую деятельность.
• Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
• За основу проекта взят принцип познавательного развития.
Публикация «Проектная деятельность „Рисуем музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
• Проект реализуется детьми старшего дошкольного, в том числе с группой компенсирующей направленности, при участии музыкального руководителя и воспитателей.
• Данный проект формирует познавательную активность детей, умение через рисунок передать настроение и характер музыки, так же развивает эмоциональную отзывчивость на музыку, представления об окружающем мире, расширяет словарный запас и творческие способности.
• В рамках реализации проекта его участники знакомятся с музыкальными произведениями мировых классиков.
• Продолжительность проекта 4 недели (краткосрочный)
Актуальность проекта
Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым педагогом – воспитание гармонично развитой личности ребенка. Это формирование его духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего детства создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Особенно актуальна проблема понимания окружающего мира и выражения своих чувств и эмоций для детей с ОВЗ. В некоторых случаях, ребёнок не может выразить свои эмоции и отношение к окружающему миру словами, тогда на помощь приходит музыкальное творчество с цветовой палитрой.
Проблема исследования
Дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и большого количества электронных звуков. Это не способствует гармоничному и нравственному развитию детей. В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира, с помощью синтеза классической музыки и изобразительного искусства. Именно музыка и рисование может дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание. Музыка, воплощенная в рисунках, лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Цель проекта
Раскрытие художественно-эстетических возможностей каждого ребенка, развить способность детей передавать настроение и характер музыкального произведения посредствам художественной палитры, использовать в дальнейшем полученный опыт в познании окружающего мира и трансляции эмоций.
Задачи проекта
• Развивать навык слушания и понимания музыки.
• Развивать навык определения характера музыки и ее настроения.
• Развивать музыкальную память через интеграцию зрительных и слуховых представлений музыкального произведения.
• Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
• Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
• Поощрять инициативу, самостоятельность.
• Научить каждого ребенка, в том числе с ОВЗ рассказывать о музыкальном произведении с помощью рисунка, т. е. доступными средствами на данном этапе личностного развития.
• Познакомить педагогов и родителей с возможностью передачи драматургии музыкального произведения с помощью цветового восприятия окружающего мира.
Новизна проекта
Новизна педагогического проекта заключается в комплексном использовании традиционных форм изложения информации и новых ИКТ. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей в событийную жизнь. Используя как уже знакомые, так и новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Все задания в проекте направлены на развитие музыкальных способностей и формирование гармоничного развития личности каждого ребенка, в том числе и с ОВЗ. Творческие задания - способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром. Стимулируют потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, с учетом ограниченных возможностей здоровья, и в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты
Дети
• могут посредствам цветовой гаммы выразить свое настроение и настроение музыкального произведения при прослушивании разнохарактерной музыки соответствующей возрастному развитию (использование на занятиях цветовых карточек, цветных красок, цветных музыкальных инструментов)
• сформировывают элементарное представление о взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.
• могут применять полученные знания и навыки передачи характера и настроения музыки, выражения своих эмоций в повседневной жизни, при общении со сверстниками, в режимных моментах, на занятиях НОД.
• получают возможность обогащения музыкального кругозора.
• развивают интерес к творческой деятельности, посредствам синтеза музыкального и изобразительного искусства.
Воспитатели
• приобретают новый опыт работы в вопросе художественно-эстетического воспитания каждого ребенка.
• получают возможность бессловесного решения педагогических задач в НОД.
• используют практическое применение метода цветового выражения эмоций в обычной жизни, в игровых моментах с детьми ОВЗ
• повышают уровень музыкально-художественной культуры.
Родители
• информированы в вопросе выражения эмоций и передачи образов музыкальных произведений каждого ребенка и с ОВЗ, посредствам рисунка (передача цветовой гаммы).
• могут применять полученный опыт в бытовой практике с целью более точного понимания своего ребёнка и использования полученных навыков и умений для познания окружающего мира.
Гипотеза
Если в ДОУ будут созданы максимально благоприятные условия для музыкально-нравственного воспитания детей, к которым относятся поддержка их впечатлений и эмоциональная отзывчивость, желание выражения своих эмоций и чувств, то будут достигнуты высокие результаты в художественно-эстетическом развитии каждого ребенка и с ОВЗ.
Участники проекта
• дети старшего дошкольного возраста, в том числе с группой компенсирующей направленности.
• воспитатели.
• музыкальный руководитель.
• родители
Формы работы по реализации проекта
• активное слушание музыки.
• создание презентаций, слайд шоу.
• творческая лаборатория.
Сроки реализации проекта
1 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы, разработка рабочего плана реализации проекта, разработка конспектов НОД (1 неделя)
2 этап - реализация проекта: проведение НОД, проведение творческих заданий, применение навыков в группах воспитателями (2-3 неделя)
3 этап - итоговый, диагностический: выставка рисунков в группе, обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год, выступление на педагогическом совете с презентацией педагогического опыта, презентация педагогического опыта на информационной ширме для родителей по итогам реализации проекта (4 неделя).