Ирина Смолкина
Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить детей с русской народной сказкой;
- продолжать развивать интерес к книге, желание слушать выразительное рассказывание взрослым сказки;
- развивать умение отвечать на поставленные вопросы, дополнять ответы сверстников;
- обучать детей пересказу близко к тексту отдельных фрагментов сказки, выразительно передавать содержание диалогов сказочных персонажей;
Темочки:
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
- прививать бережное и чуткое отношение к своим близким, объяснить детям, что самое главное для каждого человека – это семья.
Предварительная работа:
- беседа о семье, введение понятия «семья» в активный словарь детей;
- рисование на тему «Осенний букет» мамам и папам в подарок;
- чтение стихов и рассказов о семье;
- изготовление поделок своими руками для братьев и сестёр;
- просмотр видеозаписи мультфильма по одноименной сказке;
- рассматривание семейных альбомов;
- рассказы детей о членах своей семьи.
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»., клубок, сундук, ткани синяя, мяч.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, играет музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Дети, кто знает, что это за музыка такая волшебная играет?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно! «В гостях у сказки»! Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам, там нас ждёт много интересного! А на чём можно отправиться в путешествие?
Дети отвечают.
-Я дам вам подсказу – на чём мы отправимся в путешествие. Вы должны назвать правильно сказку!
-Ехали медведи на велосипеде, а за ними комарики на воздушном шарике (ответы детей)
- Правильно, мы отправимся в путешествие на воздушных шариках!
Дыхательная гимнастика
Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг, из круга)
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну. Ребята, посмотрите лежит какой-то клубок и записка!
Записка:
Волшебный клубочек куда покатится- туда и нужно идти. Всегда укажет нужную дорогу!
- Ну, что ребята, воспользуемся волшебным клубочком?
Дети отвечают.
- Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
К Марье на порожек.
Раскрутись скорее, Укажи быстрее!
Все идут за клубком по дорожке к речке.
-Посмотрите, это что наше первое испытание! Мы должны перебраться через речку! А как (ответы детей)
- Правильно, переплыть. Давайте построимся. Мы будем друг другу передавать волшебный клубок и называть
слово наоборот:
Дидактическое упражнение «Слова - антонимы»
Добрый – злой; Смелый – трусливый; Мудрый – глупый; Сытый – голодный; Трудолюбивый – ленивый; Веселый – грустный; Друг – враг; Длинная – короткая; Высокий – низкий; Большой – маленький.
-Молодцы! Справились с первым испытанием, переплыли речку и продолжим путь.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
К Марье на порожек.
Раскрутись скорее, Укажи быстрее! К кому нитка привела? Сказку слушать нам пора
Все идут за клубком по дорожке.
Стоит пенек, а на нем сундук.
-Посмотрите, что это стоит на пеньке? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем?
-Ну - ка сундучок, покажи нам, что там у тебя внутри.
Воспитатель достаёт мяч.
Проводится игра-упражнение «Ты мне – я тебе».
(Дети встают полукругом. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.)
— Кто катился по дорожке? (Колобок.)
- Что били, били — не разбили? (Яйцо.)
- Кто разрушил теремок? (Медведь.)
- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
-А у лисы? (Ледяная)
- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
-Молодцы, ребята! я вижу, что вы хорошо знаете русские народные сказки и хочу вас пригласить посидеть, отдохнуть и послушать русскую народную сказку!
Дети садятся
-А, почему сказки, называют русскими народными? Как они появились? (ответы детей)
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Обсуждение сказки
- С кем жили Алёнушка и Иванушка? (Одни-одинешеньки)
-Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
-Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
-Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)
-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
· Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
· Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)
· Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
-Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
-Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
- Кто спас Аленушку? (Купец).
-А кто такой «купец»?
-Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? (Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).
-Для чего в сказке даются мудрые советы? (Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
- Как вы думаете, что победило в сказке : добро или зло? Почему вы думаете так? (Победило добро)
-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)
- Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)
-Молодцы! А теперь маленько поиграем!
Подвижная игра «У медведя во бору»
-Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам и нам пора возвращаться в детский сад!
Дыхательная гимнастика
Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).
(Руками изображают шар, идут в круг, из круга)
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с). Вот мы и в детском саду!
- Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
-Ребята, я хочу, чтобы вы понимали, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают, и они знают, что следует делать, а что нет. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нам показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. И пить грязную воду из лужи очень вредно! И нельзя доверять незнакомым людям. Но в любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла. И самое главное для человека- это семья!
-И еще, ребята, хочу вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наше путешествие!
(Дети выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель: Спасибо Вам за занятие!