Лиджи-Горяева Елена
Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» дошкольное отделение
Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями
Воспитатель Лиджи-Горяева Елена Цебековна
Публикация «Ранняя профориентация старших дошкольников через взаимодействие с родителями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Таким образом, современное дошкольное образование ориентирует практиков на социокультурное развитие личности ребёнка дошкольного возраста.
Мы говорим о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе, а как о формировании у ребёнка ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит ему успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.
Научные психолого-педагогические исследования доказали, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к миру взрослых становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям. Представленность мира взрослого, прежде всего, ассоциируется у ребёнка с самыми значимыми взрослыми – родителями и педагогами дошкольного образования.
Цель ранней профориентации дошкольников старшего возраста :
Создание психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.
Главные задачи образовательной деятельности педагогов по профориентации детей :
- сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, воспитать устойчивый интерес к профессиям взрослых, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
- сформировать качества личности детей, важные для будущей профессиональной деятельности,
- развивать профессиональные устремления ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности данного возраста.
Уважаемые коллеги,
у меня есть возможность представить опыт моей работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
В нашей группе для знакомства наших детей с профессиями мы используем сотрудничество с родителями. В начале учебного года на родительском собрании мы предложили родителям в течение учебного года в рамках наших лексических тем, приходить к нам в группу и рассказывать о своих профессиях. Родители с большим интересом откликнулись на данное предложение и с большим удовольствием принимают участие в данной работе.
В рамках лексической темы «Строительство, профессии строителей» к нам приходила мама, которая по профессии инженер – геолог. Юлия Владимировна предоставила фотографии специального транспорта, который используется при строительстве зданий, сооружений (мосты, ЛЭП, коммуникаций (трубопровод, водопровод, газопровод) и др.
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, с чего начинается любое строительство? (выдержать паузу)
Так вот, инженер-геолог Юлия Владимировна, рассказала, что строительство здания начинается не с фундамента! - а изучения грунта, а если быть точным, - то с разведки грунта. И наши дети узнали, что грунт, это как слоёный торт, он состоит из слоё в: песка, глины, чернозёма и т. д. и каждый слой отправляется на изучение в лабораторию. А грунт добывает буровая машина.
И только тогда, когда лаборатория «даст добро», то можно начинать строительство фундамента. И также происходит с сооружением различных инженерных коммуникаций.
Мама изготовила вместе со своим сыном Андреем макет многоэтажного дома с фундаментом, в котором видны слои грунта. В группе с детьми мама провела эксперимент с макетом. В результате, которого дети узнали, что будет, если не учесть качество слоёв грунта и фундамента. Дети наглядно увидели, что дом упадёт.
Ещё дети узнали, что каждый слой грунта имеет свой цвет и структуру. Ребята смогли потрогать, пощупать, изучить сыпучесть грунта и многое другое.
После того, как прошло исследование грунта, можно передавать данные проектировщикам, которые разрабатывают генеральный план многоэтажного дома.
Узнав такую полезную и нужную информацию, дети с большим интересом проигрывали все роли и этапы строительства в свободной игре. Дети рисовали проекты домов, улиц, конструировали здания и даже связывали и проговаривали, что они строят свой город Мурино. Мне довелось наблюдать свободное общение детей: как дети договариваются, распределяют между собой роли, принимают на себя роль, обсуждают и комментируют свои действия, манипуляции с машинами, представляя, что у них строительные машины; что они сварщики, крановщики, что они проектировщики. Дети очень доброжелательно общались, обменивались мнениями и положительными эмоциями, радовались полученному результату своего труда по завершении игры.
Много родители делились впечатлениями детей, как они продолжили играть в строительство города дома, сколько они узнали и об этом не уставали рассказывать.
- Следующий опыт, который я хочу вам представить – это знакомство с профессией военного повара.
В нашей группе есть семья, в которой папа и мама – военные повара, которые готовят еду для защитников Родины – солдат и офицеров авиационного полка.
О профессии военного повара нам рассказала мама Татьяна Александровна. Дети узнали, что на учениях для солдат готовят вкусную кашу в условиях военно-полевой кухни. Чтобы у солдата были силы, надо, чтобы он был сытым, вкусно накормленным.
Военным нельзя много говорить и раскрывать секреты, но мама нам представила несколько фотографий своей столовой и пришла к нам в группу и рассказала, чем кормят солдат. Татьяна Александровна вместе с детьми «приготовила» салат, вкусные щи и даже компот. Научила сервировать стол, и дети с большим интересом узнали, что после еды солдаты сами за собой убирают посуду.
- Ещё в нашей группе есть мама, которая по профессии конструктор одежды. Она рассказала детям, что одежда «собирается по крупицам» - по разработанным лекалам, из разных видов материалов. Прежде, чем конструировать одежду, надо создать эскиз – рисунок одежды. Дети узнали, что умение работать по эскизу- очень важный элемент этой профессии. Благодаря профессии конструктора одежды и разработанным лекалам, одежда выпускается в массовое производство и все люди обеспечены красивой и удобной одеждой.
- Ещё я вам хочу представить семью Гринченко Гриши. У которого мама – врач… и не просто врач! - а врач ультра-звукового исследования! Дети узнали, что благодаря ультра - звуковой аппаратуре, врач может исследовать здоровье внутренних органов. Сам Гриша приходил к маме на работу: примерял роль врача – представлял себя в роли доктора, одевал специальную одежду врача: шапочку и халат; знакомился с датчиками и с монитором…
- Как вы думаете, что было на следующий день?
Гриша пришёл в группу и всем детям рассказывал, как много интересного он узнал о работе мамы-врача УЗИ. Все дети очень заинтересовались и с нетерпением ждали, чтобы к нам в группу пришла его мама и рассказала о профессии врача. Мама принесла фонендоскоп, книги по анатомии человека, Гришину книгу «Тело человека» и провела с детьми беседу о том, как важно беречь своё здоровье, правильно питаться. В игре с мамой дети узнали, что печень и почки – это очистительные станции организма, а сердце – главный орган и что оно стучит день и ночь беспрерывно.
- Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, как важно, что дети от своих родителей узнают об их профессиях и даже о новых гранях знакомых и каждодневных профессий, которые я, как воспитатель, не могла бы им так осветить.
Очень важно, что дети после того, как узнают от родителей об их работе, проигрывают в свободной деятельности профессиональные роли, принимают их на себя, вживаются в роль, хотят больше узнать и рассказать своим родителям, как много интересного и нового они узнают в детском саду.
СПАСИБО ВАМ ЗА ВНИМАНИЕ!