МААМ-картинки

Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб

Мария Зайцева
Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб
▼ Скачать + Заказать документы

Зайцева Мария Олеговна

Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб

Одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства.

Публикация «Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб» размещена в разделах

Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация – комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1].

Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т. е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации – содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда [1].

О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных в ФГОС ДО, является «Социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является важной задачей профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [2].

В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях.

На наш взгляд, организовывать работу по ранней профориентации необходимо таким образом, чтобы детям была понятна профессиональная деятельность в реальности. Средством решения данной проблемы, усиления практической направленности ранней профориентации в дошкольном учреждении может выступать метод пробной профессиональной деятельности детей.

Под профессиональной пробой понимается испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В образовательной практике в зависимости от решаемых педагогических задач и возраста обучающихся организуются игровые, учебно-профессиональные, профильные, собственно профессиональные пробы [3].

В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые профессиональные мини-пробы, организуемые в сочетании с сюжетно-ролевой игрой.

Методика реализации профессиональных проб включает следующие этапы:

- подготовительный;

- информационный;

- исполнительский (рис. 1).

Рис. 1. Этапы методики реализации профессиональных проб

На базе детского сада можно организовать профессиональные пробы в разных сферах (рис. 2) :

Рис. 2. Организация профессиональных проб в разных сферах

Основными условиями организации пробной профессиональной деятельности дошкольников выступают :

- наличие комфортных, безопасных для детей помещений, соответствующих требованиям СанПиНов, для организации профессиональных проб;

- наличие соответствующего реальным условиям профессиональной деятельности и требованиям безопасности для детей оборудования и инвентаря. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в профессиональных пробах используется не игровой реквизит, а настоящие рабочие инструменты;

- четкая организация: предъявление ребенку конкретной, доступной ему профессиональной задачи, условий ее выполнения, планируемого результата;

- развивающая направленность профессиональных проб – ориентация на зону ближайшего развития по Л. С. Выготскому. Эта зона определяет уровень потенциально возможного развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. После приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач;

- педагогическое сопровождение. В ходе выполнения дошкольниками профессиональных игровых проб воспитатель выявляет, уточняет и закрепляет элементарные представления и умения детей, необходимые для качественного выполнения задания.

Профессиональные пробы включают реализацию следующих направлений, отражающих определенную профессиональную сферу :

- работа в качестве горничных, швейцаров, специалистов службы приема и размещения в учебном гостиничном номере детского сада;

- работа экскурсоводом – проведение экскурсий по детскому саду с младшими группами;

- работа аниматором – организация развлекательных мероприятий, праздников, театрализованных представлений для младших групп на базе театральной и музыкальной студии детского сада;

- работа художником-оформителем – изготовление рисунков для украшения детского сада, наглядных пособий, лэпбуков на базе лаборатории «Юный художник»;

- работа ландшафтным дизайнером, озеленителем – разбивка и уход за клумбами, создание объектов ландшафтного дизайна на территории детского сада, работа в зимнем саду;

- работа фотооператором, кинооператором, фотографом, дизайнером – изготовление видеороликов о детском саде и т. д.

Подводя итоги выше изложенному, можно утверждать, что метод профессиональных проб является педагогическим средством, обеспечивающим детям дошкольного возраста понимание и приобретение соответствующих навыков в определенных профессиональных сферах, на доступном для этого возрасте уровне.

Библиографический список

1. Зиновьева А. А., Мазниченко М. А., Шуванова В. П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации // Современное дошкольное образование. 2020. №5 (101). С. 38-52.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.

3. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. М. : Изд-во МГУ, 1989. 105 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб
Опубликовано: 18 января 2022 в 10:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зайцева (УИ 435683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД