Элина Купцовва
Страничка школьного логопеда «О проблемах письма и чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – это сложный психофизический процесс. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе целенаправленного обучения и представляет собой более высокий этап речевого развития. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым.
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
1. Записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха). Если у ребенка не сформирована данная функция, то ему сложно будет различать звуки речи (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие).
Публикация «Страничка школьного логопеда „О проблемах письма и чтения“» размещена в разделах
2. Записываемое слово должно быть правильно проговорено. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь нарушений звукопроизношения. Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
3. Таким образом: «услышал слово», «проговорил» - далее идёт процесс перевода звука в графические знаки – «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. У детей при несформированности оптико-пространственных представлений на письме будут ошибки при написании «похожих» букв, например: и - у, о –а, с – е, х – ж, б – д, п – т .
4. При записывании слова включается «моторика» - движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный. При несформированности данной функции возникают разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
5. Для нормального протекания процесса письма необходимо определить порядок звуков (букв) или слогов в слове. При несформированности данной функции наблюдаются ошибки:
- пропуск гласных и согласных;
- перестановка слогов в слове;
- добавление букв или слогов;
- недописывание окончаний слов;
- слитное написание слов или предлогов со словами;
- неумение производить анализ текста на предложения и др.
Специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, называется дисграфией.
Ошибки на письме допускают все люди, но дисграфики делают много ошибок. Эти ошибки носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.