Тамара Степаненко
Консультация «Как правильно подготовить ребенка к освоению чтения?»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников требует специальных занятий. Поэтому прежде чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Обучение чтению и счету, подготовку к письму в дошкольном возрасте целесообразно всего проводить в игровой форме, поскольку знания таким образом лучше усваиваются детьми.
Публикация «Консультация „Как правильно подготовить ребенка к освоению чтения?“» размещена в разделах
Обучая, важно соблюдать чувство меры. Если ребенок будет знать слишком мало, в школе ему придется работать с напряжением, чтобы не отставать от других детей. Но если ребенок будет знать слишком много, ему станет скучно во время урока, он начнет отвлекаться, мешать другим, потеряет интерес к учебе и, может случиться, приобретет вредную привычку ничего не делать.
Хорошо развитый ребенок с правильной речью и устойчивым навыками к труду быстро догонит товарищей по классу, если его даже не обучали дома чтению. И наоборот, неразвитый ребенок, у которого не выработано чувство ответственности за порученное дело, не сможет в целом хорошо учиться, даже если он умеет читать. Об этом нужно помнить и не стараться ограничить подготовку к школе тем, чтобы как можно быстрее научить ребенка читать, считать и писать.
Какое значение имеет фонематический слух для обучения чтению и письму?
Поговорим об этом поподробнее.
Обучение грамоте в школе проводится аналитико-синтетическим методом. Это значит, что ребенок должен отличать слоги и звуки, т. е. умеет делить слова на слоги, различать в нем отдельные звуки. Этому трудно научиться без специальных упражнений. Необходимо проводить с детьми упражнения, позволяющие ребенка научить четко и внятно проговаривать слова и слоги.
Для того, чтобы научить ребенка читать, необходимо прежде всего дать ему понятие о «слове» и «предложении».
В этой связи можно назвать ребенку несколько окружающих предметов – стол, стена, кукла – и подчеркнуть, что все вещи мы называем словами. А вот предложение передает законченную мысль. «Что я сделала? Да, взяла книги. А теперь? Зажгла лампу?».
Предложение состоит из нескольких слов. После того как ребенок научится правильно определять количество слов в предложении (предложения надо брать небольшие, вначале лучше без предлогов, можно попросить его самостоятельно придумать предложения из 2-4 слов. Если это вызывает затруднение, подскажите слова, например: блюдце, кошка, лакает, молока. Когда ребенок научится выделять слова в предложении, можно приступить к выделению слогов в слове. Пусть ребенок поставит руку так, чтобы тыльная сторона ладони почти касалась подбородка, и скажет какое-либо слово. Сколько раз подбородок коснется руки при этом, столько слогов в слове. Лучше брать слова, состоящие из двух слогов: «ма-ма», «па-па», «Ми-ша».
Неплохо предложить ребенку игру «Угадай следующий слог». Вы называете первый слог, а он пусть продолжает: «Ры-? Ма-? Зи.? После этого спросите: «Какой слог первый, какой второй?
Затем можно перейти к анализу звукового состава слова. Все слова состоят из звуков. Назовите ребенку знакомые слова (Миша, Маша, мама, молоко, выделяя в слове первый звук. «Какой первый звук в твоем имени? Какой первый звук в словах шар, Соня? А теперь давай найдем последний звук, послушай, как он звучит: ща-р-р. Может быть, ты догадаешься, какой последний звук в словах вода, гора, мама?
Можно поиграть в игру «Угадай, сколько звуков». Взрослый называет какое-нибудь слово и бросает мяч ребенку, а ребенок ловит мяч и говорит, сколько в слове звуков, а затем бросает мяч обратно. Впоследствии можно предложить называть все звуки, какие он слышит. После того как ребенок научится правильно называть звуки в словах, можно купить азбуку на кубиках и книги. Букварь покупать не стоит – школа и все связанное с ней должно быть в глазах ребенка новым, необычным.
Называя звук, хорошо показать графическое его изображение, т. е. букву на кубике, в книге, на картинке. Дошкольников можно познакомить с некоторыми буквами, например, а, о, у, ы, м, ш, с, к. Только называть их нужно правильно : ка, эм, а не ке, ме. Не следует торопиться с показом новых букв. После того как ребенок усвоит несколько гласных и согласных букв, можно показать слоги. Для этого хорошо использовать азбуку на кубиках. Складывание букв в слоги – сложный процесс. Не нужно торопить ребенка и раздражаться, если у него не сразу получается. Запоминанию букв помогает подписывание картинок – в начале при помощи кубиков или разрезной азбуки, затем печатными буквами. И вот когда ребенок научится складывать слоги в слова можно приступить к занятиям к обучению к чтению. Предложите ребенку вспомнить, из каких слогов состоит слово, а потом покажите его в книге. Вначале ребенок будет читать как бы по памяти, затем чтение станет осознанным. Нужно только следить, чтобы ребенок не пытался угадывать напечатанные слова. Поэтому предлагайте ребенку читать слова не по порядку, а вразбивку. У многих детей удивительная память, некоторые запоминают даже целые страницы текста, и, когда их просят читать, они просто вспоминают его. После того как ребенок научится читать по слогам, предлагайте ему читать только вслух. Процесс чтения, конечно, очень труден для ребенка, он быстро устает. В этой связи неплохо периодически давать ребенку отдохнуть. Ребенок прочтет в знакомой книжке 2-3 строчки, а следующие 2-3 –вы, это и облегчит усвоение и повысит интерес ребенка к чтению.
Литература: Л. А. Левинова «А ваш ребенок готов к школе?»