наталья панфилова
Ранний возраст: совершенствование методов и форм работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - совершенствование методов и форм работы с детьми.
Панфилова Наталья Матвеевна
Старший воспитатель
МДОУ детский сад №55 «Кузнечик»
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Публикация «Ранний возраст: совершенствование методов и форм работы с детьми» размещена в разделах
Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.
Есть очень интересные замечания психологов о том, что качественные преобразования третьего года жизни столь значительны, что позволяют предположить середину развития человека от рождения до зрелости на период трех лет. Ребенок активно развивается, продолжает с увлечением открывать мир предметов, людей. Природных явлений, он овладел многими предметными действиями. Руки становятся все более умелыми и малышу все хочется сделать самому, он проявляет инициативу, экспериментирует с предметами, и главная задача педагогов и родителей не определять ребенку жесткие границы деятельности ребенка, а дать возможность проверить, сделать самому. Ребенок учится ставить цель, и он должен научиться выполнять действия на пути к этой цели. Достать, перетащить, открыть, переложить и многое количество опосредованных действий, которые формируют начальный опыт организации своей деятельности на основе собственной мотивации. Если ребенку предоставить право выбора относительно организации собственной деятельности, то через некоторое время мы увидим, что он вовсе не нуждается в постоянной опеке, он многое может познать сам и освоить многие предметные действия, но для этого нужна соответствующее развивающее пространство и совсем не важно в какое время он будет рисовать или собирать пирамидку, а может перевозить груз или экспериментировать с песком, главное позволить ему сделать это. Создавая комфортные условия для деятельности малыша, мы даем возможность формированию определенных навыков и умений. Назидательная и поучительная система воспитания тоже дает результат, это показывает опыт многих лет существующей педагогической практики, но она снижает активность ребенка, убирает инициативу и проявление личностных качеств, не дает возможности в полной мере раскрыться способностям. У ребенка на третьем году жизни активно проявляется потребность к независимости и самостоятельности и формируются личностные качества, повышается потребность в признании близкими взрослыми его новой позиции. Позитивный образ формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и поддержки со стороны окружающих.
Все мы знаем возрастные особенности детей дошкольного возраста, понимаем, когда и чему должен научится ребенок на определенном возрастном этапе, главное уяснить для себя, как он должен это освоить, приложить собственные усилия или получить готовые знания, без приобретенного опыта. Чем больше мы даем возможности заниматься разными видами деятельности с предоставлением права выбора, тем интенсивнее будет развитие малыша. Задача воспитателя создать интересную развивающую среду для ребенка, которую он способен освоить. В моей группе наряду с современным оборудованием, есть игровое оборудование, сделанное родителями и нами из подручного материала, замечательные деревянные игрушки из нашего детства и развивающее оборудование ВАЙ ТОЙ или Фребеля. Главное, чтобы малышу позволили играть, творить, и познавать мир. Программа «Вдохновение» дает возможности не только для развития инициативы и творчества ребенка, и возможности на проявление педагогического творчество и профессионального мастерства не в строго регламентированной образовательной форме, а с учетом интереса детей, их деятельности и профессионализма педагогов.