Лидия Селищева
РДА — ранний детский аутизм
▼ Скачать + Заказать документы
При разных психических расстройствах встречается такой дополнительный симптом, как аутизм. Но тогда, когда он показывается в первые месяцы или годы жизни и охватывает значительное пространство в общей клинической картине больного, негативно влияя на психическое развитие ребенка, принято говорить о синдроме раннего детского аутизма.
Симптомы РДА.
Первые признаки раннего детского аутизма можно видеть еще в самом начале жизни человека. Ребенок не улыбается взрослому, не откликается на свое имя, не нуждается в контакте с окружающей средой, не показывает комплекс оживления при появлении матери или отца.
Публикация «РДА — ранний детский аутизм» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В игровой деятельности и речи преобладают стереотипные движения и фразы. Ребенок может часами повторять одно и то же действие или фразу. Как правило, при РДА происходит задержка речевого развития, полное отсутствие в речи местоимений личной направленности: аутист отзывается о себе «он», «она». В играх ребенок выполняет одинаковые действия, отказываясь принять что-то новое. Привязывается к месту, а не к людям, тяжело реагирует на смену обстановки. В деятельности могут отказываться от использования определенного цвета или предмета, такую же избирательность проявляют в одежде. Такие дети быстро устают и утомляются, часто нуждаются в отдыхе.
При взрослении часто проявляются навязчивые движения - раскачивания. Дошкольник не идет на контакт со сверстниками и взрослыми, не смотрит в глаза, часто отказывается от обучения, боится людей. Проявляется частая неадекватная эмоциональная оценка происходящего. При действии обычного раздражителя, аутист может либо запаниковать, проявлять негативизм, либо совсем не обращать внимания, как будто раздражителя не существует. Не показывает реакции на тактильное воздействие или отказывается от него. Аутист либо слишком эмоционально реагирует на все происходящее, либо не реагирует совсем.
Дети, страдающие РДА имеют проблемы в познавательной сфере: их не интересует ничего нового, они не проявляют любознательности, отчего появляются новые негативные последствия в виде задержки психического развития. У аутистов зачастую присутствуют признаки умственной отсталости.
Происхождение раннего детского аутизма
Причины возникновения аутизма до конца не изучены, но существуют некоторые теории относительно его возникновения:
1. Генетика. Чаще подвержены аутизму люди, в поколениях которых были аутисты;
2. Биологические причины, вызывающие поражения ЦНС плода во время беременности или на этапе новорожденности: алкоголизм и наркомания матери, химическое или физическое облучение, внутриутробные инфекции и лекарственные препараты, некоторые компоненты продуктов питания.
Классификация РДА по степени тяжести:
1. Сложности при взаимодействии с окружающей средой – самая легкая степень. Проявляется в повышенной эмоциональной чувствительности;
2. Захваченность аутистическими интересами – проявление интереса к одной теме, которое может длиться годы.
3. Активное отвержение окружающей среды. У ребенка имеется свой круг «доверенных лиц». Он избегает контактов с незнакомыми людьми и ситуациями, чувствует страх при взаимодействии с чем-либо новым.
4. Полная отрешённость от происходящего вокруг – самая глубокая степень аутизма. Дети не имеют никаких контактов с окружающими, не реагируют на собственную нужду, такую как потребность в еде или сухости. Не контактируют даже с близкими взрослыми.
При легкой степени РДА, человек вполне может адаптироваться в социальном мире, работать и жить отдельно. Отличаться от прочих людей он будет некоторой замкнутостью, нежеланием устанавливать зрительный контакт и повышенной эмоциональностью.