Наталья Безызвестных
Научно-исследовательский проект «Витамины в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад «Ромашка»
Районная научно - практическая конференция
«Здоровая Россия - наше будущее»
Секция «Точные науки и здоровье»
Тема: «Витамины в нашей жизни»
(научно - исследовательский проект)
Автор: Жедик Ева, 6 лет
Руководитель:
Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель
рп. Усть-Абакан, 2019
Содержание
Темочки:
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Введение …. 3
2. Основная часть
2.1. Социологический опрос… 3
2.2. История возникновения озера Байкал… 3
2.3. Интересные факты…. 5
3. Заключение…. 5
Литература… 5
Тема: «Витамины в нашей жизни»
(научно – исследовательская работа)
Есть в тайге сибирской
Больше моря - чудо чаша.
Это озеро - Байкал
1. Введение.
Весной, когда природа просыпается от зимней спячки, а солнышко с каждым днем дает нам все больше тепла, вместо того, чтобы радоваться пробуждению природы, я испытывают определенные неудобства. Это и повышенная раздражительность, хроническая усталость, и плохое настроение, а также чрезмерная восприимчивость к различным заболеваниям, особенно простудным. Здоровье человека во многом зависит от того, насколько полезную пищу мы употребляем. Польза продуктов основана на содержании в них полезных веществ – витаминов и микроэлементов. Особенно важны витамины в рационе детей. Им они необходимы для роста, правильного формирования мышечной, костной и других систем. Именно поэтому я решила провести исследовательскую работу на тему: «Витамины в нашей жизни»
Цель:
Проинформировать как можно больше людей и детей о пользе потребления витаминов.
Задачи исследования:
- Узнать историю возникновения витаминов.
- Выяснить, какие витамины (натуральные продукты или поливитаминные комплексы) удобны в применении для суточной нормы дошкольнику.
- Составить примерное меню для дошкольников.
- Опытным путём выяснить, в каких продуктах наибольшее содержание витамина С.
Гипотеза исследования:
В любых овощах и фруктах содержатся витамины.
Объект исследования:
Витамины в овощах, фруктах и соках промышленного производства.
Методы исследования:
Мною использовались следующие методы исследования: сбор и изучение информации; сравнение, обобщение.
2. Основная часть
Витамины в нашей жизни.
Изучив, собранную информацию я многое узнала.
Витамины представляют собой органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма, Витамины являются составным элементом многих ферментов. Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т. д.). Они нужны для ускорения роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего витамины не образуются в организме человека.
Главный источник витаминов - это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба (Приложение 1). Витамины нужны в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает выработку соответствующих ферментов.
Авитаминоз представляет собой отсутствие некоторых витаминов, вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания. Для нормальной работы организма, его роста и развития необходимы следующие витамины : витамин В1 (тиамин, аневрин) - находится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах. Если в пище нет витамина В1, развивается заболевание бери-бери. Его симптомами являются потеря аппетита, быстрая утомляемость, слабость в мышцах ног;витамин В2 (рибофлавин) - находится в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах. У человека при отсутствии этого витамина появляется поражение кожи (в области губ чаще всего).Образуются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой;витамин РР (никотинамид) - входит в состав зеленых овощей, моркови, картофеля, гороха, дрожжей, гречневой крупы, ржаного и пшеничного хлеба, молока, мяса, печени. При недостатке РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы; витамин В12 (цианкобаламин) у человека образуется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб. При его нехватке в организме развивается злокачественное малокровие, которое связано с нарушением образования эритроцитов; витамин С (аскорбиновая кислота) очень распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, печени.
Недостаток витамина С приводит к заболеванию цингой. (Приложение 2)Обычно наблюдается общее недомогание, угнетенность; витамин А (ретинол, аксерофтол) в организме человека появляется из распространенного природного пигмента каротина, который находится в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц. При авитаминозе А замедляется рост детей, развивается "куриная слепота", т. е. резкое понижение остроты зрения при неярком освещении; витамин D (эргокальциферол) - находится в желтках, коровьем молоке, рыбьем жире. Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, которой в некоторых странах болеют более половины детей в возрасте до 5 лет, является рахит. При рахите происходит нарушение процесса формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются. (Приложение 3)
1. 2.1. Что такое витамины и их значение для организма человека.
Перед началом исследования я обратилась к словарю, чтобы узнать значение слова «витамины». В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «ВИТАМИН - органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.» (Приложение 4)
Также в начале исследования было выяснено, что знают о витаминах мои друзья и сверстники. Для этого было проведено анкетирование 20 детей нашей группы. Были получены следующие результаты:
• На вопрос «Что такое витамины?» 50% ответили, что это полезные вещества, которые необходимы нашему организму.
• На вопрос «Какие витамины ты знаешь?» 70% ответили, что знают витамины А, В, С.
• На вопрос «Какие продукты содержат витамины?» 95% детей перечислили названия разных овощей и фруктов.
• Из ответов на вопрос «Для чего надо употреблять витамины?» было выяснено, что 88% считают употребление витаминов необходимо, чтобы быть здоровым.
Таким образом, не все знают, какие есть витамины и в каких продуктах, кроме овощей и фруктов они содержатся.
Из научных источников (книг и энциклопедий, сети Интернет) было выяснено, когда же впервые появились витамины?
Во второй половине 19 века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты и вместе с ними другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней. Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга – это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, шатаются зубы и кровоточат десна. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.
Впервые, на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.
Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Это такая болезнь, при которой поражается нервная система и сердце, может привести или к параличу или к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.
Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».
На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.
История возникновения витаминов
Лунин Н. И. Впервые обнаружил полезные вещества в 1880 году (позже названные витаминами).
В 1880 году русский ученый Николай Лунин, заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке… содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания», - сделал вывод ученый.
Казимир Функ (польский ученый) в 1912 году придумал название – от латинского «vita» -«жизнь».
Зачем нужны витамины?
Нормальное развитие человека невозможно без витаминов. Витамины - это не лекарство, которое необходимо только во время болезни. Витамины нужны всегда, ежедневно. К сожалению, в наши дни, из-за высокой экологической нагрузки на организм, недостатков тех или иных витаминов страдает практически каждый человек.
Особенно тяжело сказывается отсутствие витаминов на развитии детского организма, потому, что он растет, развивается и обмен веществ происходит в нём очень быстро. Если ребёнок получает необходимое количество витаминов, он легче переносит различные неблагоприятные условия внешней среды, менее восприимчив к инфекциям, реже болеет, а если и заболевает, то гораздо легче переносит данный процесс. Витамины – не роскошь, а необходимость для поддержания иммунитета и сохранения здоровья.
2.2. Интересные факты
Какие бывают витамины?
Известно около 30 витаминов. Обозначают их латинскими буквами: А, B, C, D, E, K,PP и т. д.
Каждый витамин выполняет в организме определенную задачу. В организме большинство витаминов не вырабатываются. Они попадают туда только с пищей: фруктами, овощами, мясом, рыбой, молочными продуктами, яйцом и др. продуктами.
Человеку нужны все витамины без исключения и у каждого витамина есть свое назначение.
ВИТАМИН А
• Один из самых необходимых. Незаменим при аллергии, улучшает зрение, здоровье кожи и волос. Ищем витамин А в моркови, капусте шпинате, луке, петрушке, сладком красном перце, томатах, в молоке, сыре, яйцах.
• Витамин А помогает развитию и росту ребенка. При недостатке этого витамина у человека развивается болезнь «Куриная слепота».
ВИТАМИНЫ ГРУППЫ В (В1, В6, В12)
• Оказывают влияние на центральную нервную систему, также способствуют хорошей работе сердца, обеспечивают восприятие глазом света и цвета. Он содержится во всех свежих овощах и фруктах, но в большем количестве в капусте, шпинате, горохе, фасоли, смородине, малине, ежевике, огурцах, печени, почках, дрожжах, в хлебе из непросеянной муки.
• При нехватке витамина В человек заболевает болезнью бери - бери (в переводе с сингальского «Большая слабость»). Оказываются, поражены нервы, у больного появляется «Походка на цыпочках».
ВИТАМИН С
• Заботится о сопротивляемости организма различным инфекциям. Предохраняет от некоторых видов рака и заболевания сердца. Это здоровые кости, зубы, десны. Витамин С содержится в большинстве фруктов и овощей.
• При недостатке витамина С : слабые нервы, частые простуды, излишний вес, усталость, депрессия, плохой сон, слабое зрение. Недостаток этого витамина приводит к тяжелому заболеванию - цинге. Витамин С легко теряется при тепловой обработке и хранении продуктов. Поэтому старайтесь готовить овощи как можно быстрее, быстро обжаривать, или отваривать на пару и подавать сразу же.
ВИТАМИН D
• Важен для развития костей и зубов. Он образуется в организме на солнце. Это здоровая нервная система. При недостатке витамина D развивается рахит, особенно часто у детей. Витамин D есть в молочных продуктах, яйце, жирной рыбе, петрушке, смородине и семенах подсолнуха. Организм вырабатывает витамин D на солнце.
ВИТАМИН Е
• Открыл известный исследователь В. Шуте. Он способствует исправной работе вашего сердца и кровеносной системы. Ускоряет восстановление кожи.
• Витамином Е богато оливковое масло, орехи, злаки, яблоки. В рацион обязательно следует ввести листья салата и пророщенную пшеницу.
ВИТАМИН Р
• Обладает способностью уменьшать проницаемость и ломкость капиллярных сосудов.
• В 1934г. биохимик Альберт Сент Дьёрди выделил его из цедры лимона. Витамин Р содержится в плодах шиповника, лимонах и других цитрусовых, незрелых грецких орехах, ягодах черной смородины, рябины красной и черноплодной, в зелёном чае, также в гречке, капусте, салате, помидорах, винограде, малине.
Чаще всего в осенний, зимний период болеют гриппом, простудным и вирусными заболеваниями. Закрывают садики и школы на карантин.
И поэтому мы предлагаем для профилактики гриппа использовать натуральные витамины.
3. Заключение
Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, я поняла, что: витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.
Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Теперь я знаю, каждый витамин отвечает за свою часть организма: А – улучшает зрение и кожу, повышает иммунитет, группа витаминов В – способствует росту, уменьшает зубную боль и так далее. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.
Моя гипотеза подтвердилась!
ПРИНИМАЙТЕ ВИТАМИНЫ - БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ!
Литература
1. Биология для поступающих в вузы / А. Г Мустафин, Ф. К. Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др. ; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М. : Выcш. шк., 1995.
2. Портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua
3. Полная энциклопедия Школьник Ю. К. Человек. – М. : Эксмо, 2011.
4. Целительная сила витаминов и минералов. Вакуленко В. В. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
5. Витамины и их влияние на организм. Кудрявцев Ю. Б., Москва,Дрофа, 2015.
Приложение
МЕНЮ НА ОДИН ДЕНЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА.
Завтрак:
• творожная запеканка (фосфор, кальций)
• бутерброд сыр (А,В2,В6,В12,С,Е) с маслом (А,В5,С,D,Е)
• какао (А,Е,РР,В, кальций, калий, магний, фосфор).
21 витамин
Обед:
• винегрет (С,А, Е)
• борщ (С,А,В12, фосфор, жиры, калий, кальций)
• тушеные овощи (А,В,С,Е,К)
• котлеты из говядины (К,А,В1,В2,В12,С,РР)
• компот из сухофруктов (почти все витамины)
Более 22 витаминов
Полдник:
• сок (А,С)
• яблоко (А,В1,В5,В6,РР,С,Е)
• печенье (В1,В2,РР, калий, кальций, магний, натрий, фосфор
18 витаминов
Ужин:
• каша гречневая (В1,В2,В6, фосфор, РР, железо) с рыбой (А,В1,В2,В3,В6,В12,С,D,Е)
• чай с лимоном (А,В1,В2,В3. В5,В6,С,Е)
23 витамина
Я подсчитала, что за целый день дошкольник получит не менее 10 витаминов и 10 микроэлементов в каждый прием пищи.