Ирина Савинцева
Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ
по формированию высших психических функций.
Дефект какого-нибудь анализатора или
интеллектуальный дефект не вызывает
изолированного выпадения одной
функции,а приводит к целому ряду
отклонений".
Л. С. Выгодский.
Публикация «Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций,» размещена в разделах
Социально значимой задачей в работе дошкольного учреждения является подготовка детей к успешному обучению в школе. Особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей с общим недоразвитием речи. Максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.
Дети с ОНР при первичном сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей имеет ряд особенностей и зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. Помимо недоразвития всех компонентов устной речи- фонетико-фонематических процессов, лексико- грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно- логического мышления.
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:
- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта.
- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- игровой характер заданий;
- учет уровня развития познавательной деятельности.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображение и предпосылок их нормального развития (формирование мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса познавательной активности, мотивационной сферы.
Вся коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда. Проводит работу по формированию высших психических функций : памяти, внимания, мышления. Особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития их психики. Особое внимание при обучении уделяется развитию произвольной осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата. Так как игра является главным видом деятельности детей, вся работа проводится в игровой форме. Используются различные игры, как индивидуальные, так и групповые повышающие интерес ребенка. Систематически в течение дня, во всех видах деятельности ведется работа по формированию высших психических функций.
Игры используемые в работе :
«Чего не стало?»
«День, ночь»
«Что добавилось?»
«Посмотри, покажи, назови»
«Нелепицы», «Небылицы» «Загадки»
«Графические диктанты»
«Лабиринты»
«Найди дорожку»
«Звуковой коврик»
«Загадочная фотография»
«Угадай, что звучит»
«Что шелестит, гремит?»
«Запомни форму»
«Замри»
«Что это?»
«Разрезные картинки»
«Узнай по контуру»
«Что спрятал художник?»
«Теплый, холодный»
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры»
Обучаем игре на детских музыкальных инструментах и используем их для игр.
«Сказочки- шумелки»
«Длинные, короткие звуки»
«Кто больше услышит звуков»
Логоритмические упражнения.
Подвижные игры со словом.
Физминутки.