Панфилова Ксения Олеговна
Работа воспитателя группы общеразвивающей направленности с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Как известно, количество детей, имеющих проблемы со здоровьем в последнее время, к сожалению, увеличивается. Вот и у нас в группе детей, имеющих заключение ОВЗ – 5 человек (4 – ЗПР, 1 – ТНР). Организовать работу с такими детьми в условиях группы общеразвивающей направленности – трудно, поэтому только совместными усилиями всех специалистов ДОУ возможно оказать ребенку необходимую помощь в коррекции его нарушений. Моя работа как воспитателя с детьми с ОВЗ, основывается, прежде всего, на тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, педагогом-психологом, а также я взаимодействую с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, инструкторами по гигиеническому воспитанию. При организации коррекционно-оздоровительной деятельности я основываюсь на программу специалистов «Путешествие в мир знаний».
Публикация «Работа воспитателя группы общеразвивающей направленности с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
При работе с детьми с ОВЗ у меня возникли трудности. Для таких детей тяжелым испытанием является режим дня, занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Некоторые родители категорически отказываются принимать рекомендации специалистов, что в свою очередь, создает новые проблемы, так как невозможно определить его «сильные» и «слабые» стороны, для того чтобы выбрать основные направления и формы работы. Поэтому работа с родителями этой категории детей является важной.
Исходя из всего этого, я выбрала тему самообразования по работе с детьми с ОВЗ. Мною были изучены вопросы и пожелания родителей по физкультурно-оздоровительной работе; проанализирована научно-методическая литература, программы по физическому воспитанию; сделан анализ физического развития и подготовленности детей совместно с инструктором по физическому воспитанию. В рамках реализации данной программы, я составила план работы кружка, направленного на организацию целенаправленной помощи детям с ОВЗ в детском саду – «В здоровье – сила». В системе комплексных мероприятий физкультурного кружка важное место занимают здоровьесберегающие и коррекционные технологии, часть из которых направлена на развитие речи и психических процессов. Хочу отметить, что данный кружок разработан не только для детей с ОВЗ, но и детей без проблем в развитии.
Целью кружка является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Чтобы добиться этой цели я поставила перед собой такие задачи:
1. Работа по развитию личности ребенка (формирование произвольного внимания, эмоционально – волевой сферы, адекватного восприятия и т. д.).
Эта задача связана с работой педагога – психолога, которая в свою очередь помогает мне найти правильные пути взаимодействия с этими детьми, советует упражнения, тренинги.
2. Работа по физическому развитию детей.
В этом вопросе мы тесно взаимодействуем с инструктором по физическому развитию. Она мне дает консультации, советы.
3. Успешная интеграция ребенка в социуме.
Для решения третьей задачи, я тесно работаю с другими специалистами детского сада (с музыкальными руководителем, инструктором по гигиеническому воспитанию детского сада).
Для решения поставленных задач и достижения определенной цели я использую различные формы работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Первый вид – это индивидуальная форма работы.
Одним из основных принципов дошкольного образования определенных ФГОСДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (то есть – индивидуализация дошкольного образования);
2. Подгрупповая форма работы.
Наиболее часто применяемая мной форма работы – это работа с подгруппами. Я привлекаю так же, обычных детей, которые могут быть им образцом, а те в свою очередь решают свои социальные проблемы.
3. Фронтальная форма работы.
Основная моя работа как воспитателя направлена на фронтальную работу с детьми. Когда я работаю со всеми детьми, я вынуждена уделять внимание детям с ОВЗ, но не в ущерб другим. Поэтому я даю им задания по частям, ставлю в пару с более сильными детьми, что помогает им как в социальном плане, так и в плане коррекции собственных проблем. Такие дети должны быть в общей группе детей, работать наравне со всеми, т. к. это помогает им чувствовать себя полноправными членами группы. Задача воспитателя – не выпускать их из поля зрения, похвалить в лучших моментах, поддержать в случае неудачи.
4. Нетрадиционные формы работы.
Как вы пронимаете, трудностей с такими детьми в группе много, поэтому мы пытаемся заинтересовать детей разнообразными приемами и заданиями.
Это и театральная деятельность (приходят герои сказок, и слушание классической музыки, элементы логоритмики.
5. Работа с родителями.
Несмотря на все усилия педагогов, воспитателей и других специалистов ДОУ, добиться положительных результатов без помощи родителей невозможно.
Поэтому с родителями таких детей налажена тесная связь.
В группе есть тетрадь взаимодействия с родителями. В ней регулярно записываем задания, беседуем с родителями, даем советы.
Основу коррекционно-оздоровительной работы составляют следующие виды деятельности:
1. Дыхательная гимнастика - способствует выработке правильного диафрагмового дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо для детей с нарушением темпа речи, имеющими дефекты звукопроизношения.
2. Коррегирующая ходьба - способствует развитию координации движений, профилактике плоскостопия.
3. Элементы логоритмики - способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
4. Пальчиковая гимнастика - способствует тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.
5. Артикуляционная гимнастика - стимулирует функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.
6. Оздоровительно-развивающие игры - позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.
7. Релаксация - помогает расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
ИТОГ: Для оценки эффективности я со своей стороны провожу мониторинг для себя со всеми детьми группы. Несмотря на все наши усилия, динамика развития более низкая. Причиной невысокой динамики я считаю все-таки то, что мы не являемся специалистами и не можем создать необходимые условия. Таким детям недостаточно психологической и педагогической поддержки. Им необходима помощь более узких специалистов. Часто этим детям необходима помощь дефектолога, медработников, массажистов, невролога в условиях специализированной группы.
Я пыталась рассказать, как мы работаем. Что-то получается, что-то – нет. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка.