Оксана Солодухина
Работа студии «Маленький художник» по нетрадиционному рисованию для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа студии «Маленький художник»
по нетрадиционному рисованию для второй младшей группы
Изобразительная деятельность – одно из важнейших средств познания мира, сенсорного развития, эстетического восприятия эмоционально-чувственной сферы, развития мышления и мыслительных операций, раскрытия творческого потенциала человека.
Публикация «Работа студии „Маленький художник“ по нетрадиционному рисованию для второй младшей группы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т. п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.
Актуальность программы заключается в том, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, увидеть мир другими глазами. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Цель: развитие сенсорно-познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности;
-способствовать формированию у детей навыков рисования различными техниками.
Развивающие:
-развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, подвижность кисти, ловкость пальцев и точность движений;
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитывающие:
-воспитывать уверенность в своих силах, интерес к рисованию, активность и инициативность, самостоятельность, внимательность, усидчивость;
-воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Принципы построения программы:
-доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
-систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
-личностно-ориентированный подход к детям;
-изучение интересов и потребностей детей;
-практическое участие и наглядное оформление;
-творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Методы и приемы :
- словесные: беседа; художественное слово; загадки; напоминание о последовательности работы; совет; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; пояснение; объяснение; педагогическая оценка;
- наглядные: показ способов действий; показ образца;
-практические: упражнение;
-игровые: создание игровой ситуации.
Используемые методы и приемы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
-дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
-формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
-способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма организации занятий:
групповая, индивидуальная.
Режим занятий:
Программа рассчитана на детей 3 – 4 лет.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 1 год.
Количество занятий: 1 занятие в 2 недели, в месяц 2 занятия, в год проводится 16 занятий. Длительность занятия 10-15 мин, проводится во вторую половину дня.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-отчет о проделанной работе в конце учебного года.
Способ проверки результатов:
-обобщающее занятие (май);
-мониторинг (октябрь, май).
Основные требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по программе
Дети должны знать:
-материалы, которыми можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры., и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка. ;
-цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
Дети должны уметь:
- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;
-владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой;
- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);
- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- сенсорное развитие, развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности;
- проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные техники рисования
- Тычок жесткой полусухой кистью
- Рисование пальчиками
- Рисование ватными палочками
- Оттиск печатками из картофеля
- Оттиск поролоном
- Оттиск пенопластом
- Оттиск смятой бумагой
- Восковые мелки + акварель
- Свеча + акварель
- Кляксография с трубочкой
Материалы: акварельные краски, гуашь, тушь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; печатки из картофеля; печатки из пенопласта; бумага для комкания; коктейльные трубочки; бумажные салфетки; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; трафареты; салфетки; цветные и простые карандаши.
Оценка результативности программы
Диагностика проводится в начале и конце учебного года (октябрь и май) по критериям:
- технические навыки;
- точность движений;
- средства выразительности (цвет, форма);
- наличие замысла;
- проявление самостоятельности;
- отношение к рисованию.
Учебно – тематический план
Октябрь
1. Диагностическое занятие «Грибочки»
2. Мой любимый дождик
Ноябрь
1. Яблоки и ягодки на тарелочке
2. Теремок
Декабрь
1. Ветка рябины
2.Ёлочка пушистая
Январь
1. Рукавички
2. Снежинки пушинки
Февраль
1. Зимний узор
2. Шарик для папы
Март
1. Мимоза для мамы
2. Румяный колобок
Апрель
1. Животные, которых я сам себе придумал
2. Волшебные картинки (волшебный дождик)
Май
1. Жёлтый одуванчик
2. Диагностическое занятие. Грибочки
Всего 16 занятий.