Татьяна Крюкова
Работа с серией картинок
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Они представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – мышления, памяти, воображения, эмоций.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческих способностей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ – технология)
Публикация «Работа с серией картинок» размещена в разделах
Известные учёные Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. Д. Левитов, А. Ф. Сохин писали о взаимосвязи речевого, умственного, познавательного развития, что свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать серии картинок.
Обучение дошкольников работе с серией картинок начинаем с трёх лет. Для составления первых серий детям предлагаем 2-3 картинки.
К четырём годам серии с 4-5 картинками.
В пять лет можно включать до 6 картинок.
В возрасте 5-7 лет предлагаем серии из 6-8 картинок, связанных: с личным опытом детей; наблюдаемыми событиями; сказочными ситуациями из литературных произведений, не знакомых детям, и др.
А так же самостоятельно создаём серии таких картинок, например в виде комиксов, мультфильмов.
Свою работу организовываем с подгруппами детей или индивидуально.
Этапы работы с серией картинок.
ЭТАП 1 «ПАРОВОЗИК ИЗ КАРТИНОК»
ЦЕЛИ:
- научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учёта последовательности сюжета;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 2 «НАЗОВИ МЕСТО, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ»
ЦЕЛИ:
- научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 3 «ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ СОБЫТИЙ»
ЦЕЛИ:
- научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 4 «НАЙДИ ОБЩИХ ГЕРОЕВ НА ВСЕХ КАРТИНКАХ»
ЦЕЛИ:
- научить ребёнка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
- учить делать обобщения;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 5 «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЯ И ДОГАДАЙСЯ, ЗАЧЕМ ОН ЭТО ДЕЛАЕТ»
ЦЕЛИ:
- научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия;
- учить делать обобщения;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 6 «ЧТО ЗА ЧЕМ?»
ЦЕЛИ:
- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЭТАП 7 «СОСТАВЬ РАССКАЗ»
ЦЕЛИ:
- учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЦЕЛЬ:
- научить детей выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Работа с сериями картинок формирует понимание того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:
- место действия;
- время действия;
- наличие действующих лиц;
- наличие других лиц, предметов обстановки и т. д.
- признак действия или взаимодействия объектов с определённой целью;
- наличие результата.
Итак, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.
Литература:
Т. А. Сидорчук, Э. Э. Байрамова Технология развития связной речи дошкольников
Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.