Оксана Коринь
Конспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по ССК «Как помочь птицам зимой?»
Ход занятия
1. Интеллектуальная разминка
Сюрпризный момент – появление сундучка с письмом от мальчика - Вити, и девочки - Маши, в нем загадки. Педагог предлагает детям внимательно их послушать, и отгадать:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Чик-чирик!
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Чернокрылый,
Красногрудый
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа по серии сюжетных картинок „Как помочь птицам зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика! (Синица)
Ребята, Вы отгадали загадки про зимующих птиц, молодцы! А подскажите мне, почему их так называют? Педагог спрашивает у детей, что значит «стол» для птиц? Для чего он нужен? Почему необходимо помогать птицам зимой?
Лексическая игра «Что делает птичка?» (на подбор действий)
Педагог предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы.
Птица (-ы, (что делает (-ют) – летает (- ют, клюёт (-ют) (зёрнышки, крошки, прилетает (-ют) (на кормушку, прыгает (- ют, поёт (-ют) (песенки, чирикает (- ют, чистит (-ят) (пёрышки, ловит (- вят) (вредных жуков,червячков).
При затруднениях детей педагог использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с зёрнышками?», «С жуками?».
Лексическая игра с мячом «Подбери признак»
Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие) – пернатые, весёлые, шустрые, пёстрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.
2. Основная часть занятия
Беседа по содержанию картинок. Ребята, девочка Маша и мальчик Витя прислали нам картинки. Я предлагаю вам их рассмотреть, и понять, что же случилось с нашими героями. На доску по очереди выставляются сюжетные картинки. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картинку и ответить на вопросы…
- Картинка №1 : Какое время года изображено на этой картинке? Почему Вы так думаете? Кто изображён на картинке? В какую одежду одеты ребята? Кого нашли ребята на снегу? Как Вы думаете, что случилось с птичкой?
- Картинка №2 : Что делают дети на этой картинке? Что у Вити в руках? Куда ребята положили воробышка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чём могут разговаривать дети? Как Вы думаете?
- Картинка №3 : Кого Вы видите на этой картинке? Где находятся ребята и птичка? А как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?
- Картинка №4 : Кого Вы видите на этой картинке? Что ребята повесели на берёзу в парке? Зачем? Что маша насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?
Гимнастика для глаз (Птичка на верёвочке)
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Игра «Продолжи предложение»
Придумайте подходящий конец к каждому предложению.
Ребята насыпали в блюдце…
Витя сделал кормушку и …
Маша и Витя посадили воробышка…
В комнате Маши и Вити воробышек…
Когда прошли сильные морозы, ребята решили…
Маша аккуратно взяла…
Ребята несли…
Дети заметили на снегу…
Маша насыпала в кормушку…
Ребята, у каждого рассказа существует название, а вот у нашего к сожалению, его нет, но мы сейчас это быстро исправим… Предлагается послушать предложенные варианты, и с помощью хлопка, определить, подходит это название для нашего рассказа, или нет. Проводится игра «Самый внимательный».
Осенью в парке.
Дети и воробышек.
Как помочь птицам зимой?
Как Маша и Витя нашли кота.
Птичка.
Как щенок спал.
Спасение пернатого.
Игра «Исправь ошибку» (Преобразование предложенных педагогом фраз)
Педагог говорит детям о том, что воробей поиграл с предложениями и перепутал в них все слова. Педагог предлагает детям исправить ошибку:
Летом Маша и Витя гуляли в парке. Костя, давай ты попробуй…
Птичка увидела ребят на снегу.
Воробышек взял девочку в ладошки.
Воробышек забрал ребят домой.
Семечки согрелись и клевали воробышка.
Витя сделал птиц для кормушки.
Дети повесили дерево на кормушку.
Воробышек выпустил Машу и Витю на волю.
Птицы приносили корм и кормили ребят.
Физкультминутка (1,2, 3 в птичек превратись)
Птички прыгают, летают (Дети летают, прыгают)
Крошки птички собирают(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели! (улетают», садятся)
Обучение детей составлению повествовательного плана
А сейчас ребята, мы с вами попробуем выбрать наиболее подходящее к каждой картинке предложение, я их буду зачитывать, а вы внимательно слушайте. Педагог их зачитывает, и выставляет на доске соответствующую пиктограмму.
- Картинка №1 : Дети гуляют. Зима. Дети нашли на снегу воробышка. …Птичка улетела (пиктограмма к картинке 1)
- Картинка №2 : Дети бегут. Дети несут воробышка домой. … Воробей и кот (пиктограмма к картинке 2)
- Картинка №3 : Дети спят. Дети принесли воробышка. Дети кормят воробышка ….Воробей летает (пиктограмма к картинке 3)
- Картинка №4 : Дети кормят птиц. Щенок играет. Дети у кормушки. Дети выпустили воробышка и кормят птиц (пиктограмма к картинке 4)
Педагог делает вывод: Мы выбрали главные предложения или названия к каждой картинке :
Дети нашли на снегу воробышка (1).
Дети несут воробышка домой (2).
Дети кормят воробышка (3).
Дети выпустили воробышка и кормят птиц (4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Упражнение выполняется по подсказке педагога – одному данному слову.
- Картинка №1 : Наступила…Однажды…дети…Воробышек
- Картинка №2 : Девочка Маша…Мальчик Витя. Ребята…Воробышек…
- Картинка №3 : Дети…Воробышек…Он…Ребята…
- Картинка №4 : Дети…Мальчик…Девочка…Ребята…
В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов.
3. Заключительная часть
Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов)
Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы) к каждой картинке, (передают мяч или игрушку - птичку).
- Картинка №1 : Однажды морозным (холодным, зимним) днём…Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли…Воробышек замёрз (обледенел, окоченел, был холодный как лёд…
- Картинка №2 : Девочка согрела (отогрела своим теплом, обогрела…Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой…Дети быстро шли (спешили, бежали, торопились…
- Картинка №3 : Воробей клевал (ел, подкреплялся…Воробышек отогрелся (согрелся, остался в живых…
Картинка №4 : Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил…Дети птиц кормили (подкармливали, заботились о них…
Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и четырьмя картинками серии.
Рассказывание детьми по цепочке (принимают участие все дети).
Педагог даё т детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить!
Подведение итогов занятия
Педагог задаё т детям вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к воробышку в рассказе? Как должны люди относиться к птицам?
Ну что, Вы большие молодцы! Все старались, и не зря! Маше и Вите очень понравился Ваш рассказ, и они вам передали вот такой сюрприз, но с одним условием, нужно из него смастерить кормушку для птиц!