Евгения Игоревна
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа № 1194»
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ»
Выступление воспитателя Смирновой Е. И.
«Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»
30.01.2018г.
Публикация «Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ”
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни.
Соответственно, одной из основных задач любого общеобразовательного учреждения (и в первую очередь дошкольного учреждения, ставится задача - сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ, в любых видах деятельности (учебная, физкультурно-оздоровительная, досуговая деятельность, двигательная активность и т. д.)
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Давайте их рассмотрим.
Основными формами работы являются образовательная деятельность, режимные моменты, досуги, спортивные соревнования и праздники.
Во время образовательной деятельности детям сообщают основные сведения о ЗОЖ и закрепляют полученные представления. Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Но, конечно, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
В планировании работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
1. Специально организованная деятельность;
2. Совместная деятельность взрослого и детей;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей;
К специально организованной деятельности относим: утреннюю гимнастику, физкультурные и физкультурно-познавательные досуги, гимнастику после сна.
В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Путешествие в зоопарк», «Мыльные пузыри») гимнастику.
Также мы проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры : дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии.
Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных досугов, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. Это форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном досуге можно представить следующем образом :
Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме (включает в себя чтение произведения, беседа по содержанию (про кого, почему обогнал, как стать сильнее и т. д.)
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений.
Третья часть — подвижная игра.
Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.
На таких познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»и т. д.).
При совместной деятельности детей и взрослых на занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.
При выполнении режимных моментов подразумевается особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня, которые используются для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят — спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, следить за своим внешним видом.
Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Нужно напоминать ребенку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность в этих вопросах.
При организации питания. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физической культурой в холодное время года.
Мы поговорили о формах формирования ЗОЖ, теперь вспомним о средствах.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее формированию ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, культурно-гигиенических процедур. В игре «Магазин» дети учатся выбирать только те продукты, которые нужны для здорового питания.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, различные выставки творческих работ.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Или наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Или участие детей и родителей в выставках творческих работ. Так, например сейчас у нас в дошкольном отделении осуществляется проект детско-родительского творчества «Физкультура и спорт в моей семье»
Помимо наглядных методов мы используем словесные методы, которые включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Ну и конечно нельзя не сказать о практических методах, которые включают в себя опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества, и поэтому вода не всегда может быть чистой и пригодной для питья. Опыты с песком помогают закрепить знания детей о свойствах песка, его разновидностях, о применении песка.
Нельзя так же забывать и о роли семьи в формировании ЗОЖ.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей мы используем такие формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации и беседы,, спортивные мероприятия. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в дошкольном отделении.
В заключение хочется добавить - Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.